Орловский спис

Зоя Воропаева – мастер декоративно-прикладного искусства. Родилась в Орле, в семье художников. Именно родители приобщили ее к миру художественного творчества. А со временем она овладела мастерством вышивания, ковроткачества и изготовления изделий из глины. Теперь Зоя Владимировна сама обучает навыкам декоративно-прикладного искусства школьников и студентов.

Много лет Зоя Владимировна посвятила изучению особенностей традиционной вышивки Орловский спис. Этот вид народного творчества вполне можно отнести к явлениям уникальным и практически исчезнувшим. Об этом виде ремесла мало что известно даже узким специалистам. А его история возникновения овеяна некоторой загадочностью.
Сюжеты и образы, создаваемые мастерицами прошлого, для нас до сих пор малопонятны. По этому поводу существуют только отдельные мнения, трактовки и версии. На многие уточняющие вопросы пока нет ясных и четких ответов.
Загадки вышивальщиц
Часть 1

О традиционной крестьянской вышивке Орловский спис мало кто знает даже в тех местах, где она зародилась. Специалисты считают, что это всего лишь несколько деревень Орловщины. В стародавние времена вышивальщицы здесь владели уникальным мастерством. А откуда идет начало? Никто не знает. Сложилось мнение, что такой вид ремесла существовал еще в дохристианские времена. Об этом свидетельствуют загадочные сюжеты Орловского списа. В них нет религиозных мотивов и символов, а особенно в самых старых образцах.
Часть 2
Объекты нематериальной культуры
Когда сталкиваешься с явлениями истинно народной культуры, то испытываешь ощущение, будто прикасаешься к чему-то настоящему и необычайно чистому, абсолютно ничем не замутненному. Это сродни тому, как испить чистейшей водицы из родника или колодца. А ты соприкасаешься с творениями, созданными самыми простыми людьми, жившими когда-то очень давно на этой земле.
Это они в давние времена создавали в своем воображении или в предметах те образы, которые отражали мир, существовавший тогда вокруг. Благодаря этим творениям, мы имеем теперь представление о том, каким был этот мир и каким видели его наши предки.

Их творчество понятно нам, узнаваемо и очень привлекательно. Оно поражает своей простотой и незатейливостью. Пожалуй, в этом его уникальность. Через него другим поколениям передается характер, особенности, своеобразие тех народов, которые населяют ту или иную территорию.
В 2003 году участники Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры приняли «Конвенцию по охране нематериального культурного наследия». Прошли годы. И вот недавно и у нас тоже приняли «Закон о нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», а вскоре утвердили «Концепцию состояния и развития нематериального этнокультурного достояния России до 2030 года».
И вот уже создается государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния России. Началась серьезная работа по выявлению, сохранению и описанию многих объектов нематериального культурного наследия во всех регионах. Созданы Экспертные советы, проводится исследовательская и экспедиционная работа.

Что же такое нематериальное культурное наследие? По определению Юнеско: «Это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.» — конец цитаты.
А объектом нематериального культурного наследия следует считать «Целостный структурно-однородный фрагмент традиционной народной культуры, зафиксированный в конкретной локальной традиции в определенный период времени.»

Что поделаешь, такие замысловатые определения приходится цитировать. Многие обряды и праздники, эпические сказания, ремёсла, промыслы, песенные и танцевальные традиции, выбранные в регионах, прошли согласование федерального Экспертного совета по вопросам формирования Реестра объектов нематериального культурного наследия. А сто самых ярких явлений народной культуры вошли в «Золотую Антологию». Некоторые из них были выявлены в ходе фольклорных экспедиций. В их числе осетинский танец «Симд», эпические песни казаков-некрасовцев, алтайское горловое пение, Усть-Цилемская горка.
В создаваемый государственный реестр объектов нематериального культурного наследия уже включено 200 названий традиционных промыслов, ремесел, устных, музыкальных, танцевальных явлений, а также обычаев, обрядов и игрищ прошлого, ныне существующих и уже забытых, хорошо известных в стране и на отдельных территориях. Эта работа будет продолжена в будущем и список выдающихся объектов культуры прошлого будет постоянно расти.
В него вошли четыре ярких явления культуры прошлого Орловщины. О трех из них я уже рассказывал в своих подкастах раньше. Это Песенная традиция жителей Ильинского сельского поселения Хотынецкого района, Традиционные технологии изготовления мценского коклюшечного кружева, Технология вышивки орловским списом. Эти подкасты можно послушать на моем канале в «Телеграме» (Telegram), на стриминговой платформе Spotife и на моем сайте подкастов http://nepridumannie-istorii.ru/o-sayte/
Приятно отметить, что интерес к некоторым уникальным явлениям народной культуры заметно вырос в последнее время. Благодаря этому появляются новые сведения о них, что позволяет иначе посмотреть на некоторые творения наших далеких предков.
Об этом мне рассказала и сотрудница Орловского областного Дома народного творчества Валентина Черногорова.

Ансамбль «Калиновый садок».
На Орловщине уникальную и самобытную вышивку орловским списом называют настоящим сокровищем культуры вятичей. Были такие дикие и буйные племена, поселившиеся на орловской земле еще во времена Древней Руси. В орнаментах этой необычной вышивки мы обнаруживаем языческие символы, отражающие традиции того времени, и тот окружающий мир, который существовал вокруг людей далекого прошлого. Это растения, животные и птицы. Порой, кажется, вышивальщицы списывали некоторые картины и истории из жизни, переносили их на свои полотенца, скатерти. Потому некоторые историки считают, что такое своеобразное «списывание» и закрепило за этим способом вышивания название «спис».
Узоры на вышивках имели в то время, вероятно, «охранительное» назначение. Они должны были защищать от злых духов и опасных сил. Так они становились своеобразными оберегами для их владельцев. А их смысл и значение передавались от поколения к поколению, из рук в руки самым близким людям, что позволяло сохранять традиции и каноны этой древней вышивки вплоть до середины ХХ века. До тех пор, пока не был разрушен мир традиционной российской деревни. В основном такой вид народного творчества бытовал в крестьянской среде.
А еще женщины в то время с особенным трепетом и любовью относились к изготовлению тканей для вышивки. Работа от выращивания льна и до создания ткани была долгой и трудной. Поэтому изношенную одежду редко выкидывали, «ее перешивали для детей, а когда ткань совсем изнашивалась уцелевшие кусочки вырезались и из них составлялись лоскутные одеяла, шились покрывала на кровать… Крой в одежде крестьян был прост, зато в декоре женщины показывали все свое мастерство и умение…» — пишет о бытовом укладе прошлого профессор Орловского государственного университета Светлана Черникова.

Мценское кружево.
И продолжает: «Расшитые полотенца являлись частью народных обрядов, им приписывали магическую силу. Младенца после крещения заворачивали в расшитое полотенце, чтобы жизнь была яркой и красочной. Такое же полотенце дарили крестному отцу, в благодарность за покровительство ребенка.
Самую большую роль рушники играли в свадебном обряде. В их узорах был заключен магический смысл.
После сговора между двумя семьями, дом невесты украшался вышитыми полотенцами. По количеству предметов приданого определялась самая завидная невеста на селе. По нему определяли ее мастерство и трудолюбие. Приданое девочки начинали расшивать сами с пятилетнего возраста.
В дальнейшем ни один этап свадебного обряда не обходился без полотенца. Ими одаривали родню жениха, украшали дуги и сбрую лошадей в свадебном поезде. В церкви во время венчания на пол стелили вышитое полотенце. Дружки жениха были перевязаны через плечо рушниками. После венчания, возле дома, родители благословляли детей иконой, которую поддерживали узорчатым полотенцем. На свадебном пиру, мать невесты связывала руки молодым рушником, чтобы жили долго и счастливо.»
Народный мастер России, преподаватель Орловского института культуры и искусств Зоя Воропаева глубоко погружена в процесс изучения особенностей вышивки орловским списом. Она часто ездит по стране с лекциями, презентациями, устраивает выставки старинных предметов из своей коллекции. И этого, вероятно, мало. Известность и признание этот промысел получил в последнее время существенное, а увидеть оригинальные образцы предметов, вышитые орловским списом, не просто.

Зоя Владимировна Воропаева.
Теперь вся надежда на будущее поколение. Не случайно, Зоя Воропаева много лет ведет для самых маленьких детей кружок, в котором она учит их лепить из глины предметы быта, а затем раскрашивать их, шить игрушки, а также вышивать, клеить и рисовать.
Мне ни раз в разговоре об орловском списе приходилось от разных людей слышать: «Ну, о чем вы говорите? Ну, какие космические символы, солярные знаки, скрытые смыслы? Ведь простые безграмотные крестьянки вышивали эти полотенца. Что они об этом знали? Не стоит преувеличивать значение бытовых предметов, создаваемых ими в прошлом».
Так думают далеко не все. Недавно я наткнулся на статьи о вышивке орловским списом, опубликованные в Интернете писательницей из Москвы Еленой Каффановской. Они доступны каждому. Это был новый, свежий взгляд человека со стороны на древний орловский промысел. К тому же, многое в высказываниях автора показалось мне близким и понятным. Потому я приведу несколько фрагментов из этих публикаций.
«Чтобы понять то, что вышивали наши крестьянские предки на полотенцах-рушниках, надо понять их мироощущение. Из литературы, написанной писателями из высшего сословия, это понять практически невозможно, поскольку писали то, что знали о самих себе и писали о том, что волновало их самих. А что о холопах-то писать? Крестьянская жизнь высшее сословие не очень-то интересовала, тем более ее духовная составляющая. Восприятие ими крестьянкой жизни было отстраненным, барским, с представлением о собственном превосходстве по отношению к своим работникам, которых принято было считать глупыми и бестолковыми, вспомните «Сказку о попе и работнике его Балде».
Такое представление работники всячески поддерживали, так как это служило защитой от барских причуд. Прикинуться дураком и бестолковым? Милое дело. Работой не загрузят.
Примерно 92 процента населения Российской империи до революции составляло крестьянское население, которое умело не только себя прокормить и одеть-нарядить, но еще и бар содержать. Это наши предки. Что мы знаем об их мироощущении? Какой они воспринимали окружающую природу, каким они воспринимали свой дом?

Духовный мир крестьянского сословия был скрыт от барского глаза и лишь позже в основном разночинцы стали описывать жизнь крестьян, стали записывать хранимые крестьянством былины, сказки, песни, пословицы, поговорки, а потом уже и дворяне стали собирать предметы народного быта и показали, что духовная жизнь крестьянского сословия необычайно интересна. Мудрость и народную культуру хранила крестьянская среда, в организации быта, в пословицах, поговорках, сказках, в вышитых полотенцах.
Природа, земля воспринимались как живой организм.
Лесом заведовал леший, реками и болотами — водяной, а в болотах иногда озорничали кикиморы. На ветви деревьев спускались вещие птицы и пели райские песни. Но и свой дом наши бабушки и прапрабабушки воспринимали живым организмом. В доме жил дух этого дома – домовой, который этот дом охранял. Он любил красоту и порядок и радивой хозяйке всегда помогал, а на нерадивую сердился, шумел и путал вещи.
Наши прапрамамочки пели своим детям колыбельные песни и учили их устройству жизни через сказки, пословицы и поговорки, а также учили познанию устройства мира через рукотворчество. Процесс познания мира происходил комплексно, через образы, через рассказы, спрессованные знания в виде пословиц и поговорок и через действие, созидание. Наши предки не писали заумных книг, а дарили своим потомкам вышитые на полотенцах образы. Дом украшался вышитыми и вытканными полотенцами, причем для разных событий жизни создавались разные полотенца с разными образами и орнаментами. Полотенце используется в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, … ему приписывают магическую силу. Оно необходимо на свадьбе, родинах и крестинах, на похоронах, при лечении, в обрядах народного календаря и как предмет народной магии. Тканые и вышитые орнаменты – основной вид народного изобразительного искусства, вид творческой деятельности в основе которой лежит способ осмысления мира через художественные образы.»
«С глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различные обрядовые принадлежности. Домотканый холст превращался в произведение искусства. Вызывает восхищение тонкий вкус мастериц-вышивальщиц, их чувство гармонии, тщательность и чистота работы, долготерпение. Проходят века, но и сегодня старинная вышивка выглядит современной, поражает своей красотой. Вышивающая девушка не занималась празднословием или каким-то никчемным занятием, а погружалась глубоко в художественный мир, в мир красивый, который давал ей ощущение счастья здесь и сейчас, она создавала красоту.
Ни один дом не может обойтись без полотенца, оно сопровождает человека всю жизнь в обрядах, в праздниках и в обыденной жизни. Ему отводились самые разнообразные роли и потому названий ему было множество: рушник, утирка, накрючник, рукотёрка, обыденное, посылальное, которое дарилось жениху через сватов в знак согласия на брак, по обету, образник, божник, стеновое… Полотенец вышивалось несколько десятков.
Полотенцам же, вышитым орловским списом отводилась особая, почётная роль. Такой вышивкой украшали полотенца и скатерти, предназначенные для свадебных торжеств или годовых праздников.

Вышивка орловским списом.
Считалось, что вышитое по определённым правилам полотенце обладало магическими свойствами.
Можно ли назвать традиционную вышивку орловским списом каноном?
Да, это действительно канон», — утверждает писательница Елена Каффановская.
«Главной темой в вышивках орловским списом является тема древа, мирового древа, древа жизни.
Считается, что мировое древо — есть структурная основа вселенной, а значит, вышивая свое древо, мы вышиваем свою вселенную.
Наши предки обладали способностью воспринимать невидимые миры и воплощать их в яви в виде орнаментов. Именно языком орнамента с нами разговаривает сама природа, которая есть ни что иное как воплощение божественных, космических сил».
«Полотенце с вышитым орловским списом образом Древа жизни было родовым, оно служило благопожеланием и защитой потомкам. Народная мудрость отмечает сходство судьбы дерева и человека: «дерево от плодов, а человек от дел познается», «дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят», «дерево держится корнями, а человек друзьями», «нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась», «не беречь поросли – не видать и дерева».
Дерево – водой живет, дерево и воду бережет.

Древо жизни (священное древо, райское древо, мировое древо) наиболее архаичный образ, который есть во всех культурах мира. Мы встречаем его на шумерских барельефах и в культурах народов Евразии, Америки и Австралии, на резных наличниках русских изб и в росписи домашней утвари, украшавшей эти избы, и в вышивке на полотенцах.
Вышитые на полотенце образы были знаковым посланием и благопожеланием от предков потомкам.
Мир осмыслялся через вышитые образы и одним из самых важных образов на вышитом полотенце являлся образ Древа жизни.
В вышивках орловским списом эта тема проработана глубоко и подробно, изображение древа несло образ самой жизни, образ мироустройства, его развития».
«Японские живописцы считают, что «пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нём кисть». Они нашли смыслы в пустоте?
Наши предки тоже придавали пустоте особый смысл: даже пустое пространство должно приносить пользу. Полнота бытия требовала заполнения пустот и заполнялись они обережными знаками и знаками благопожелания. Здесь нет ничего лишнего, и каждый знак максимально утилитарен, ведь с пространством надо дружить, тогда пространство будет помогать. Шаманы до сих пор учат, что если вы пришли в какое-то место, будь то лес, холм, дом, сопка или река, надо обязательно поприветствовать духа этого места и ни в коем случае не ругать то место, то пространство, в котором находишься, иначе возникнут неприятности.

Работа Народного мастера Орловской области Зои Воропаевой.
Организованное, структурированное пространство является проявлением божественных сил, которые берегут дом и самого хозяина.Именно вышивки орловским списом наиболее насыщены орнаментами и деятельно структурируют пространство. Цель человеческой жизни – постоянно структурировать себя от хаоса к порядку». — считает Елена Каффановская. Вышивка орловским списом была и остается по-настоящему уникальным явлением. Интуитивно или ссылаясь на специалистов нередко об этом вспоминали. Но как-то беспредметно… Увидеть оригинальные образцы практически невозможно. Их очень мало, и они в плачевном состоянии. Ткань ведь не камень, не обожжённая глина, не железо и даже не дерево. Полотенца веками храниться не могут, только в особых условиях. Насколько точно воспроизводились потомками те образы, которые существовали изначально? Судить трудно.
Зоя Воропаева рассказала мне о том, как она трепетно относится к коллекции полотенец, вышитых списом. Хранит она ее дома. Иногда показывает на выставках. Демонстрирует некоторые образцы студентам Орловского института культуры и искусства, где она преподает. Давно назрела идея, создать в Орле музей списа.
«…Мне всегда хотелось вышивать своё, по своим эскизам, да только вот учиться на профессионального живописца не хотелось — пишет Елена Каффановская. — Меня больше волновали растения, собаки, домашние животные, музыка, шахматы, математика, поэзия. Поэтому знакомство с вышивкой под названием орловский спис было для меня как выход к морю живописных фантазий, музыкой для глаз, в которой можно сочетать комбинаторный расчёт и гармонию ритмов и смыслов.
Мне не хотелось описывать обыденную реальность, мне хотелось создавать свою: новую, объёмную, сказочную, многомерную, со множеством смысловых связей. Поэтому орловский спис, как сочетание геометрической и органической графики, позволял реализовать эти мои желания и стал моей музыкой, моей геометрией и моей поэзией».
«Расскажу о своих ощущениях – продолжает писательница. — …Обережных знаков до знакомства с орловским списом я не вышивала. Однако, после вышитых на закладке для книг двух знаков алатырь (красного и синего), я почувствовала, что что-то отягощающее от меня ушло, появилась лёгкость в мыслях, обиды показались смешными. Это меня так поразило, что я стала вышивать такие закладки в подарок всем родным и некоторым знакомым, чтобы у них был повод смотреть на эти знаки. Когда я вышивала алатырь красными нитками, появлялось ощущение дополнительного тепла.

Закладки со знаками.
Во время вышивания у меня появлялось ощущение, что наш Творец и Создатель стал роднее и ближе и душа наполняется радостью от понимания, что через знак происходит соединение с Отцом-Родом. Думаю, те же чувства испытывали и наши предки…
Древние люди не мыслили плоскостно и упрощённо не жили, они воспринимали мир объёмно и прислушивались к реакциям своего тела.
И тогда возникает вопрос: что в нас меняют знаки-обереги? Довольно часто говорят: «Символы правят миром». Но символы превратятся в ничто, если исключить с нашей планеты человека. Значит символы и знаки ценны тем, что воздействуют на человека, а человек на всё остальное.»
«Большое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.
Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют синий, он напоминает воду, небо, хляби небесные.
Белый — чаще всего цвет фона, полотна, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю, так и говорится: мы живём на белом свете. Это женский, нежный цвет символизирует чистоту, свет, благо.
Красный — цвет утреннего солнца, огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Он считался подпиткой для жизни. Это мужской, энергичный, сильный цвет. После красного цвета идёт свет инфракрасный, это тепло от печки, это банное тепло – он известное средство для восстановления работы мышц и оздоровления всего организма, красный цвет частично обладает этим же свойством, он считался дающим энергию, лечебным…
Церковники долго боролись с древним обычаем крестьян встречать тёплым летним утром раздетыми до гола появление красна солнышка, чтобы впитать всем телом его самые живительные лучи, пообщаться с космосом.
Красный узор, вышитый по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную силу, энергию Солнца, он означает землю готовую произвести все живое».
«Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства».

Современный вариант канона. Работа Народного мастера, Орловской области З.В. Воропаевой, Орёл.
Вывод: орнаменты и часть обережных знаков орловского списа происходят из глубокой древности, со времён верхнего палеолита» — считает писательница Елена Каффановская. И добавляет: «О том, что вышивкой на территории России занимались десятки тысяч лет назад, свидетельствует археологическая находка в местечке «Сунгирь», близ города Владимира».
Об уникальности вышивки орловским списом много рассказала мне народный мастер России Зоя Воропаева. (Послушать ее рассказ можно в конце страницы).
Замечу, что на территории Орловщины орловским списом вышивают всего восемь мастериц. Они делают копии подлинников конца XIX — начала XX веков и создают новые авторские произведения.