Опыт наших предков

Опыт наших предков


Ливенка жива

Есть такая гармоника на Орловщине ливенка. Появилась она в последней трети XIX века на территории центральной России в окрестностях уездного городка Ливны. Он находился в то время на юго-востоке Орловской губернии. Эта гармонь получила свое название, вероятно, в честь того самого городка, который живописно раскинулся на месте слияния двух рек: Ливенки и Сосны.

Опыт наших предков
Город Ливны.

Легендарная ливенка – одна из самых старейших российских гармоник. Ее совершенно невозможно спутать с другими музыкальными инструментами этого рода. Она отличается от них во всем. Прежде всего, она знаменита своим звонким звуком, поражает своим необычайно маленьким размером и самым длинным мехом. На ней в прежние времена мог научиться играть любой, кто хотел. А во в период своей необычайной популярности ее мог купить почти каждый россиянин.

Опыт наших предков
Гармоника ливенка.

Вообще гармоника, как музыкальный инструмент, появилась намного раньше ливенки. Якобы еще в 20-х годах XIX века немецкий мастер Фридрих Бушман, используя способ извлечения звука с помощью вибрации язычка, изготовил новый инструмент. Эта гармоника и стала прототипом для многих последующих разновидностей гармоники в мире. Ибо этот инструмент попал в другие страны, в том числе, и в Россию.

Опыт наших предков
Христиан Фридрих Людвиг Бушман.

Полагаю, умельцев мастерить всякие музыкальные инструменты в те времена хватало везде. Поэтому во многих странах сегодня скажут, что именно их мастера были первыми изобретателями гармоники. Хотя похожий принцип извлечения звука был известен нашим предкам еще во втором и третьем тысячелетии до нашей эры. В Лаосе, Бирме, Китае и Японии существовали тогда инструменты, которые назывались кен и шен. Но им было еще очень далеко до гармоники, о которой мы ведем речь.

Поэтому, по-прежнему, в Германии изобретателем гармоники считают Фридриха Бушмана. Во Франции — Габриэля Гренье, который придумал свой «орган с экспрессиями». В Англии первопроходцем в этом деле называют Чарльза Уинстона — изобретателя музыкального инструмента «концертино». В Австрии боготворят мастера-изготовителя музыкальных инструментов Кирилла Демиана. Есть в этом деле свои знаменитые мастера в Чехии и в Дании.

А вот известный российский исследователь и теоретик Альфред Мирек придерживается в этом вопросе своей оригинальной версии. Он посвятил изучению истории гармоники почти всю свою жизнь. Этот знаток истории гармоники полагает, что способ извлечения звука, который используется в гармонике, был изобретен все же в России.

Опыт наших предков
Альфред Мирек.

Затем такой инструмент попал в Европу. И только после этого он был вновь завезен в Россию. Здесь он в последствии распространился повсеместно. На каждой территории приобрел свои характерные особенности и звучание, как, например, наша знаменитая ливенка. В России гармоника со временем стала истинно народным инструментом. Еще два столетия назад он считался абсолютно простолюдинским, как русская балалайка или гусли.

Альфред Мирек, ко всему прочему, воссоздал чертежи, а затем реконструировал самую первую гармонику, созданную в Санкт-Петербурге конце XVIII века. Теперь она хранится в Музее русской гармоники, который носит имя Альфреда Мирека.

Опыт наших предков
Одна из первых гармоник Франтишека Киршника.

Потому что именно Альфред Мирек за всю свою жизнь собрал потрясающую коллекцию разновидностей разнообразных гармошек, которые существовали в нашей стране. Он передал эту коллекцию Музею истории Москвы. Благодаря этому, у нас в стране есть теперь уникальный музей гармоники. Таких музеев в мире всего несколько.

Опыт наших предков
Музей русской гармоники Альфреда Мирека в Москве.

  

Но вернемся к истории создания первой гармоники в России. Вот что пишет по поводу ее создания известный российский гармонист Геннадий Калмыков. «Подобный принцип звукоизвлечения был изобретён на рубеже 70-80–х годов XVIII века чехом Франтишеком Киршником. Талантливый мастер, приехавший в Санкт–Петербург в 1770-х годах, поселился на Васильевском острове. Впоследствии долгое время жил и работал в России. В мастерской, предоставленной ему дирекцией Императорских театров, Франтишек Киршник не только занимался ремонтом музыкальных инструментов, но и вел эксперименты со свободно-проскакивающими язычками, в результате чего изготовил свой экспериментальный инструмент — первую гармонику. Это была настольная гармоника.»

Спустя много лет, российский профессор Альфред Мирек, проделав большую исследовательскую работу, сумел доказать, что способ извлечения звука, изобретенный в 1780-м году Франтишеком Киршником, послужил основой для появления первых гармоник. К тому же, есть немало подтверждений того, что в России в конце XVIII и в начале XIX века гармоники уже были распространены в Санкт–Петербурге, Елизаветграде и Туле. На них исполняли русские народные песни и городские романсы. Это говорит о том, что в России уже существовала гармоника до того, как Бушман изобрел свой музыкальный инструмент.

Опыт наших предков
На долгую память.
Опыт наших предков
Известный российский профессиональный гармонист Геннадий Калмыков.

Однако, откуда берет свое начало ливенская гармошка. С чего все пошло? К сожалению, точных сведений по этому поводу нет. Все же предположить, примерно, развитие событий того времени отчасти можно. Ведь в основе конструкции ливенки лежит примитивный пятиклапанный немецкий образец.

Дело в том, что в 1830 году тульский оружейный мастер Иван Сизов купил, как говорят, у цыгана на Нижегородской ярмарке за 40 рублей ассигнациями немецкую однорядную гармонь. Вернувшись домой, он сам изготовил копию этой гармошки. Затем в своей домашней мастерской продолжил кустарное изготовление подобных музыкальных инструментов. Вскоре за это ремесло взялись и другие тульские мастера. Спрос на гармони заметно вырос и постепенно домашние мастерские превратились в гармонные фабрики.

Вероятно, кто-то купил тогда эту тульскую гармошку и привез ее в Ливны. А дальше ее там тоже разобрали и собрали уже по-своему. Над ней потрудились уже местные умельцы, те мастера, которые жили в окрестностях Ливен и в близлежащих селах. Они усовершенствовали эту гармонь и стали делать ее, как говорят, под себя.

Опыт наших предков
В окрестностях Ливен.

Директор Ливенской детской музыкальной школы Юрий Плясов, заканчивая в 90-е годы Казанскую государственную консерваторию, выбрал для дипломной работы близкую его сердцу тему. Он основательно изучил историю появления ливенской гармошки, собрал для своей работы богатый фактический материал.

Опыт наших предков
Юрий Плясов

Вот что Юрий Плясов пишет: «У тульской гармоники, которая попала тогда на ливенскую землю, был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты. И ливенские мастера, к чести своей, недостаток этот устранили, да еще привнесли ряд других изменений. Тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.

Распространение ливенки не ограничивалось тогда пределами одной Орловской губернии. В конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция ливенки оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке, баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.

Сначала ливенка была одноголосой, — продолжает Юрий Плясов. — Позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.

На правой клавиатуре располагалось всего 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Они делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны, на берегу которой стоят Ливны. Располагались кнопочки в один ряд. А на левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов.

Опыт наших предков
Гармонь ливенка.

Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры: от 20 до 30 сантиметров в высоту и 8-9 сантиметров в ширину. Объем меховой камеры при столь узком корпусе был недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть до двух метров в длину.

Плечевых ремней у ливенки нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники всегда украшался различным орнаментом из соломки.

Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, миксолидийским, то есть смешанным. Появление такого звукоряда связано с особенностями местного фольклора».

Орловский писатель Леонард Золоторев тоже посвятил Ливенской гармонике немало строк. В своем рассказе под названием «Ливенка» он знакомит нас с этим музыкальным инструментом и повествует о знаменитой династии гармонных дел, трех поколениях мастеров Заниных. Правда, в его рассказе они фигурируют под фамилией Зорины. Вот как Леонард Золоторев описывает знаменитую ливенскую певунью.

Опыт наших предков
Орловский писатель Леонард Золоторев.

«А после крымской войны появилась и у нас в Ливнах своя гармонь – ливенка. По восточную руку уходила до самой Рязанщины, а по западную — до Орла и подальше. Голос на сжим и разжим одинаковый, мехи длинные, хоть подпоясывайся. Оттого-то и звук приглушенней, напевней, приятней — человеческий голос. Начнут голоса выговаривать, а басы им давай то рожком, то жалейкой, то сопелкой подыгрывать. Не гармонь — целый оркестр на деревенском лугу…

И какой же русский не любит гармони? Ее ль не любить ему, если слышится в ней все родное, все близкое: и степь ветровая, гудливый подлесок, и грусть-развеселье, и нынешнее, и стародавнее. И нехитрый ведь инструмент — не какой-нибудь аккордеон с итальянским, немецким строем, а живо, простенько сотворил, сочинил его из двух планок да из десятка четырех пуговиц, да из мехов картонных, из голосов сребро-стальных, да вложил в нее всю свою лихость и душу россиянский самородок-любитель. Да и пустил себе по свету: гуляй, взвеселяй, ободряй дух упавший, пускай в пляс дух радостный, звончее — забористей сыпь, чтоб слышно было в заморских землях, персидских да английских. Чтобы, заслышав ее, притишались там, удивлялись и ахали: да что же это за народ такой неуемный, бедовый, черт ли сидит в каждом из них и бьет такой искрометною дробью, что волнуется море, качаются всякие тутошние острова!

Ах, гармонь, гармонь, что за гармонь! Нащупала голос и рвется, срывается вслед за пальцами разливанное полымя. Да и мертвого из могилы подымет, а не то, чтоб не бросить в круг жар-девчонку да не вырвать у нее из сердца частушку, не заставить тряхнуть, повести цыганским плечом. И вот она вскрикнула, понеслась, закружилась:

Я царевной пройду
До околицы.
Эх, подковки мои,
Колоколицы!

Летит все вместе с ней: люди, годы, города и веси, и небо, и звезды; все вертится, крутится, мчится в огненной пляске. Озоруют пальцы на планках, выкамаривает трехрядка: «Шире, шире круг!» И бьются, трепещут, несут- влекут все вперед, вперед ее меховые крыла…» — так описал в своем рассказе гармошку ливенку орловский писатель Леонард Золоторев.

Гармонь ливенка во все времена сопровождала простых людей, живущих на этой земле и в горе, и в радости. Была дорогой спутницей на праздниках и гуляниях, звучала на свадьбах и за околицей на сельских посиделках. Ее брали с собой в дальнюю дорогу и под нее провожали парней в рекруты, в армию, на войну. Об этом упомянул в своих стихах в 1914 году Сергей Есенин. Он, кстати, сам был неплохим гармонистом. Очень любил ливенку. С ней в руках даже запечатлен на фотографиях. Ей он посвятил поэтические строки в свойственной для него манере. 

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

Распевали про любимые
Да последние деньки:
«Ты прощай, село родимое,
Темна роща и пеньки».

Зори пенились и таяли.
Все кричали, пяча грудь:
«До рекрутства горе маяли,
А теперь пора гульнуть».

Размахнув кудрями русыми,
В пляс пускались весело.
Девки брякали им бусами,
Зазывали за село.

Выходили парни бравые
За гуменные плетни,
А девчоночки лукавые
Убегали, – догони!

Над зелеными пригорками
Развевалися платки.
По полям, бредя с кошелками,
Улыбались старики.

По кустам, в траве над лыками,
Под пугливый возглас сов,
Им смеялась роща зыками
С переливом голосов.

По селу тропинкой кривенькой,
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остальние деньки.
Опыт наших предков
Сергей Есенин с ливенкой.

Как говорят, ничто не вечно на земле. Вот и с ливенкой также. Драматично сложилась ее судьба в начале XX века. К этому времени намного популярнее стали другие гармошки, например, елецкие, а еще хромки, а затем уже появились баяны. Мода на ливенку начинает проходить. Да и баян в то время был уже намного совершеннее гармоники, у него были неограниченные возможности.

Вот и стала ливенка постепенно отступать на второй план. Она уже оставалась любимицей в основном старшего поколения. Вскоре ей пришлось потесниться и на рынке музыкальных инструментов. Изготовление ливенок неизбежно пошло на убыль. И только отдельные ливенские мастера оставались верными своему любимому делу.

По этому поводу директор ливенской детской музыкальной школы Юрий Плясов в своей статье «В Ливнах родилась, ливенкой назвалась» пишет, что были тогда все же временные взлеты. Например, «17 октября 1926 года в Ленинграде в актовом зале Смольного состоялся первый Всесоюзный конкурс исполнителей на народных музыкальных инструментах. На нем выступал рабочий Ливенского машиностроительного завода Юрий Печников. Играл он на ливенке. Когда Юрий растянул меха, зал буквально ахнул и долго не отпускал со сцены талантливого музыканта. В том же году 10 ливенок, отличных одна от другой, были представлены в Москве на первой Всесоюзной выставке музыкальных инструментов народов СССР.

Но изменчивая мода неукротимо клонилась к баяну, и перед Великой Отечественной войной с ливенкой имели дело лишь несколько мастеров в ливенском районе, а в самом городе их осталось и вовсе двое: Иван Занин и Петр Грудев. А затем война унесла последних умельцев, и гармоника практически прекратила свое существование».

Но ливенка еще даст о себе знать. Загремит на всю страну. Да так, что услышат ее и далеко за пределами.

С чего все начиналось

Часть 1

Мы как-то незаметно и безвозвратно теряем самые ценные явления нашей самобытной культуры. Это печальный факт. Хотя, время от времени появлялись иногда ниоткуда отдельные энтузиасты, которые в прежние времена на свой страх и риск ходили по селам России. Записывали с помощью карандаша отдельные образчики той древней народной культуры. Вот как наш земляк Павел Якушкин. Я о нем уже рассказывал.

Опыт наших предков
Павел Якушкин.

Кто пользуется теперь этим редчайшим материалом, который он собрал. Я уж не говорю о том, что даже имя самого Павла Якушкина знают далеко не все. Конечно, любое дело живет, пока оно интересно другим людям, новым поколениям. Хотя, этот интерес ведь тоже сам по себе ни откуда не появится. Он произрастает там, где для этого есть благодатная почва.

Можно с уверенностью сказать, что второе рождение гармоники ливенки произошло в послевоенное время. Стало это возможным благодаря Валентину Занину, который, вернувшись после войны в Ливны, руководил поначалу самодеятельностью в местном Доме культуры. Сам он хорошо играл на баяне, неплохо пел.

Опыт наших предков
Валентин Занин.

Его отец Иван Занин когда-то умело мастерил гармонь ливенку. Научил сына играть на ней местные наигрыши. И это оставило свой след в его душе. Потому все время не покидала мысль о том, чтобы разыскать в дальних селах эти гармошки, старые ливенки. Может, у кого-то еще пылятся на чердаках.

Все равно играть теперь на них некому. Мужики сложили головы на фронте, а у нового поколения совсем нет навыка игры на этом старинном музыкальном инструменте. Да и интерес пропал, потому что где купить или сыскать ливенку. Все, не осталось даже тех, кто знал, как мастерить ее, чтоб звучала по-особенному, по-ливенски, отличалась от других гармошек.

Да, хоть и незатейливая гармонь, а вот так сходу ее не возьмешь. Все равно кто-то должен поначалу показать, как на ней играть, продемонстрировать правильную распальцовку, чуть-чуть подучить. А кто это сделает? Гармонистов-то совсем не осталось, кто играл когда-то на ливенке. Ведь до Ливен тоже докатилась немецкая военная машина.    

Директор Ливенской детской музыкальной школы Юрий Плясов был знаком с Валентином Заниным. Запомнил его рассказ о том, как происходило возрождение ливенской гармоники в послевоенное время. Вот что он пишет: «Второе рождение инструмента произошло в 1964 году благодаря энтузиазму Валентина Занина. Именно он спас для русской культуры от полного забвения уникальную гармонику ливенку. Вот как об этом рассказывал он сам:

— Еще в детстве отец научил меня играть на ливенке. После войны в Ливнах открылся Дом культуры, и я пошел туда работать баянистом. Все это время у меня была мечта – раздобыть инструменты и создать ансамбль ливенских гармошек. Я стал разыскивать следы прежних мастеров: не остались ли в их семьях инструменты.

Поиски увенчались успехом. Вскоре Валентин Занин познакомился с Петром Грудевым. И они вместе стали приводить найденные гармошки в порядок.

— Нам приходилось основательно потрудиться, — вспоминал Валентин Занин. — Дело в том, что каждый мастер делал гармошку на свой лад, в своей тональности. Для ансамбля они не годились. Но и эту трудность мы преодолели А пока ремонтировали и настраивали инструменты, сами научились их делать.

Собрав 11 гармоней, приступили к созданию ансамбля. Было это так. В тот момент объявили Всероссийский конкурс сельской художественной самодеятельности. А кроме Валентина и Петра, никто тогда не играл на ливенке. Даже старики, которые более сорока лет не брали инструмент в руки. Но все довольно быстро восстановили свои навыки, которые имели когда-то. Затем стали уже обучать молодых ребят.

Помимо 11 гармонистов ввели в ансамбль баян, двух балалаечников, двух ложечников и ударные инструменты: трензель, бубен, трещотку, — а также балалайку-контрабас. Каждый инструмент расцвечивал игру, усиливал общее звучание и создавал более затейливый музыкальный узор.

В выборе репертуара затруднений не было. Играли местные фольклорные мелодии: «Выгон», «Ливенские страдания», «Матаню», «Светит месяц», «Калинку». Брали первую ноту и заканчивали играть по кивку руководителя. — Играть было одно удовольствие, заканчивать – просто огорчение. Мне их было трудно остановить, — признавался Валентин Занин.

Опыт наших предков
Ансамбль ливенских гармонистов в 60-е годы. Валентин Занин с сыном Игорем.

В октябре 1964 года в Ливнах в районном Доме культуры состоялся первый концерт ансамбля. Успех был огромным. Старики, сидевшие в зале, даже прослезились. Так к старинному инструменту пришла вторая молодость. И с того момента началось триумфальное шествие ансамбля «Ливенские гармошки» по городам и весям России, узнали о нем и за рубежом.

Самое поразительное во всем этом было то, что в ансамбле, который достиг столь заметных творческих высот, не было ни одного профессионального музыканта! Кроме Валентина Занина никто не знал музыкальной грамоты». — пишет Юрий Плясов.

Орловский писатель Леонард Золоторев, выслушав когда-то рассказ Валентина Занина о том, как он собирал ливенки по селам, как искал тех, кто мог еще что-то сыграть на этой незатейливой гармошке, написал рассказ «Ливенка». И в нем он поведал о том, как проходили первые репетиции гармонистов и о том, какой фурор на слушателей произвел первый концерт ансамбля «Ливенские гармошки». Напомню, Валентин Занин фигурирует в рассказе под фамилией Зорин.

«Слушаю зоринский рассказ — целую эпопею, дело всей его жизни. Про то, как нашлись гармони в деревнях, как, отремонтировав, они с Градовым ладили их, приводили в одну — для ансамбля — тональность. Потом сами сделали три новых ливенки. Кузнец Евстигней Горбачев отковал на свой лад и вкус трензель. Трензель да бубен, да ложки, да балалайки — вот и ливенский дух. Подобрались гармонисты — деды мигом вспомнили ливенку, потянулись и внуки. Петухами сцепливались деды.

— Ты, Павел Ильич, не выпирай, — поучал дружка на репетиции 3еленцов. — Под меня строй.

— Как это под тебя? — Обижался Зеленцов. — Да я… я на Черкасской первым, вот именно, был гармонистом.

— Да у вас на Черкасской, — с чувством явного превосходства улыбался Зеленцов, — вовсе не умели сыграть «Страдания».

— Это у вас на Стрелецкой, Сергей Иванович, вот именно. А все Ливны играли только по-нашему. Сначала «Черные брови», потом…

— Ага. Как это, сверх рубанка, да топором?! — Не отступал соперник.

…Приближался концерт. С утра Леонид Иванович ходил веселый и праздничный. Но уже в клубе струхнул, выпил графина четыре воды, без конца облизывал пересохшие губы.

Зал ломился от публики. В первом ряду чинно сидели старейшие жители города, напирала в дверях молодежь.

Вышли на сцену. Сели. Смущенно задвигали стульями. Развели от плеча до плеча цветные мехи, и поплыла перед залом Россия, черноземная, полевая, ромашковая.

— «К ней», — заводили «Страдания» ливенки. Это парень шел на свидание, в неизвестность.

— «От нее», — брызгали радостью ливенки. Это парень возвращался домой на рассвете, переполненный счастьем.

Выкатывали деды над гармонями грудь, молодецки глядели в первый ряд, где сидели их сверстницы — захмелевшие, помолодевшие от воспоминаний. И представлялось дедам, как лет сорок тому, а то все пятьдесят, шли они слободой — молодые, чубастые, сильные, и ливенки озоровали под пальцами.

И подругам их в первых рядах делалось весело, расприятно, словно и не было за спиной старых женщин ни гражданской войны, ни войны сорок первого. Будто не они выдюжили и разруху, и голод, не они творили своими руками хлеба и заводы, не они выходили сыновей своих, внуков и пустили их по свету врачами, инженерами, летчиками, музыкантами…»

Опыт наших предков
Город Ливны.

Сейчас в ансамбле никого не осталось из тех, кто начинал в нем играть вместе с Валентином Заниным. В коллективе уже сменилось несколько поколений. Представляете? Несколько поколений. Начинали те, кто были самоучками, не знали нотной грамоты, подбирали на слух, разучивали свои партии по расстановке пальцев на клавиатуре. А теперь в ансамбле играют профессиональные музыканты, и музыку для гармонистов пишет профессиональный композитор. И у этого коллектива есть свой самобытный оригинальный концертный репертуар.

Опыт наших предков
Ансамбль «Ливенские гармошки» играет на народных гуляниях.

Мне удалось поговорить с одним из первых участников ансамбля «Ливенские гармошки», с Владимиром Шарыкиным. Он познакомился с Валентином Заниным еще в хоре, которым тот руководил. Владимир был тогда молод, любил петь, с удовольствием учувствовал в художественной самодеятельности. И когда Занин рассказал ему, что собирается собрать ансамбль ливенских гармонистов, он с радостью его поддержал. Затем вместе они долгое время искали тех, кто еще помнил, как надо играть на ливенке. Потом долго разучивали традиционные ливенские наигрыши.

«Участие в ансамбле «Ливенские гармошки» стало со временем престижным, — читаем в статье Юрия Плясова. — На смену ветеранам пришли выпускники музыкального училища. Профессиональный уровень ансамбля заметно вырос. И в 1975 году этот самобытный коллектив впервые выехал за рубеж. Тогда в Западный Берлин съехалось более 20 лучших художественных коллективов из различных стран Европы.

В немецкой прессе о ливенских музыкантах с восхищением писали: «Это были истинно русские артисты, их невозможно спутать с артистами других стран. И гармошка, которую они привезли с собой, характерна только для русского народа». Согласитесь, такое признание на прародине гармоники стало лучшим подтверждением высокого мастерства изготовителей ливенки и впечатляющей игры ливенских гармонистов.

Тогда же руководителем ансамбля «Ливенские гармошки» стал Виталий Демидов. Он руководит этим коллективом и сейчас. Как раз его по просьбе Валентина Занина привел в ансамбль первый староста — Владимир Шарыкин. Тот еще учился в музыкальной школе, но на ливенке играть не умел. Этому его научили здесь в ансамбле, те самые деды.

Опыт наших предков
Виталий Демидов — руководитель ансамбля «Ливенские гармошки».

Теперь в ансамбле есть своя вокальная и танцевальная группа. Огромную роль в судьбе этого коллектива сыграл известный орловский композитор Евгений Дербенко. Он, по существу, вдохнул в него новую жизнь. Создав для него оригинальный концертный репертуар на основе ливенского фольклора.

Ансамбль «Ливенские гармошки» побывал с гастролями во многих странах мира. Вот что писала болгарская газета «Исперих» о ярком выступлении ливенских гармонистов на гастролях в 1979 году: «Мы благодарны русским братьям за то, что они привезли в наш город свою национальную музыку, свой несравненный ансамбль «Ливенские гармошки». Инструмент «ливенка» уникален, это не стандартная продукция серийного производства. Она сначала и до конца сработана руками мастеров.  Ливенцы сделали большое дело, они спасли для русской культуры гармошку «ливенку», которая оказалась на грани исчезновения». Какая точная и правильная мысль. И заметим, высказана она за рубежом.

Опыт наших предков
Ансамбль «Ливенские гармошки» на сцене во время концерта.

Ливенцы тоже помнят вклад своего земляка. В центре города на одном из зданий весит мемориальная доска в память об основателе ансамбля «Ливенские гармошки» Валентине Занине.

Опыт наших предков
Мемориальная доска в память об основателе ансамбля «Ливенские гармошки» Валентине Занине.

За годы своего существования этот ансамбль много раз выступал на самых лучших концертных сценах Москвы. Был участником XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Несколько раз принимал участие в известной телевизионной программе «Играй, гармонь!».

Ансамблю присвоено звание народного коллектива. А руководитель коллектива Виталий Демидов был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР.

Опыт наших предков
Ансамбль «Ливенские гармошки».

С ним мне тоже мне удалось поговорить. Он привел меня в Ливенский районный дом культуры, в ту комнату, где проходят репетиции ансамбля «Ливенские гармошки». И первым делом показал мне свое хозяйство – те самые ливенки, на которых играют музыканты. Именно те ливенки, которые когда-то в 60-е годы собирал еще Валентин Занин. Потому хранятся они в специальных сейфах, как самая дорогая ценность.

Опыт наших предков
Районный Дом культуры в городе Ливны.

Ансамбль «Ливенские гармошки»

Часть 2

Хорошо, когда в момент угасания какого-то самобытного или редкого явления, рядом окажется человек, способный по-настоящему оценить его уникальность. А еще не даст ему окончательно исчезнуть, уйти в небытие. Вдохнет в него жизнь, наполнит новым содержанием. Такое редко, но бывает. В этом смысле ливенской гармошке несказанно повезло.

Рядом с ней оказался именно такой человек. Он, буквально, взял в руки этот самородок и обработал его. Сделал из него настоящее украшение для нашей национальной культуры. И весь мир тому дивился. И все в округе несказанно были рады. Вот так сошлись на небосклоне две звезды. В результате образовалось яркое созвездие.

Когда мы всматриваемся в образ известного человека, невольно задаемся вопросом, а как он выбрал свой путь. С чего для него все началось? Что способствовало такому выбору? Это была судьба или случайное совпадение обстоятельств? И вдруг понимаешь, что и то, и другое, и третье. И слава Богу, что так сложилось. Ведь это вылилось в такое прекрасное дело, принесло замечательный результат.

Я сейчас говорю об орловском композиторе Евгении Дербенко и о его роли в популяризации ливенки. Было бы ровно так же, окажись на этом месте кто-то другой? Вряд ли. Поэтому именно ему принадлежит в этой истории решающая роль.

Опыт наших предков
Орловский композитор Евгений Дербенко с ливенкой.

Поначалу даже складывалось все несколько банально. Самобытный ансамбль «Ливенские гармошки», который организовал Валентин Занин, стал уже хорошо известен за пределами своего района и области. Это был необычный, яркий коллектив, вызывал восторг у публики. Он успешно выступал на многих фестивалях и конкурсах.

И вот решено было отправить его за границу. А в то время в нем играли только гармонисты самоучки, на слух, они даже не знали музыкальной грамоты. И надо было этому уникальному и удивительному ансамблю придать благородную форму, чуть-чуть приподнять его профессиональный уровень. Чтобы он еще лучше засверкал своими редкими гранями.

В тот момент после окончания института Гнесиных приехал работать в Орел молодой специалист Евгений Дербенко. Он только что закончил музыкальный вуз по двум специализациям: как преподаватель по классу баяна и как композитор. Руководство областного управления культуры решило доверить ему работу с этим самобытным коллективом и поднять его исполнительский уровень до «мировых» стандартов. Чтобы можно было не ударить в грязь лицом перед международным сообществом.

В общем-то, вполне себе стандартная по тем временам задача. А вот результат превзошел все ожидания. И очень многое после этого изменилось. В судьбе ансамбля гармонистов, и в жизни самого композитора Евгения Дербенко.

Тогда молодой музыкант серьезно изучил местный ливенский фольклор. Сам научился играть на ливенке. Затем вместе с мастерами внес в конструкцию этого инструмента некоторые изменения. Написал для ансамбля оригинальные произведения на основе ливенских наигрышей. А еще ввел в состав коллектива профессиональных музыкантов. И в Западный Берлин поехал уже музыкальный коллектив, равного которому, по своей самобытности и уникальности, не было ни в стране, ни в мире.

Опыт наших предков
Ансамбль «Ливенские гармошки».

По сути, именно Евгений Дербенко вдохнул тогда новую жизнь не только в ливенскую, а и в российскую гармонь в широком смысле слова. Ведь с этого момента начался отсчет нового времени для этого, уже забытого, инструмента. Впоследствии, Дербенко создал многоступенчатую систему образования и подготовки специалистов игры на гармонике в России. Он вывел ее на профессиональную сцену. Теперь уже есть в стране целая плеяда талантливых исполнителей на гармонике, которые играют музыку, написанную Евгением Дербенко. Я уже рассказывал об этом орловском композиторе в нескольких своих подкастах раньше. А в этот раз мне удалось поговорить с ним о ливенке и ансамбле «Ливенские гармошки», который, благодаря ему приобрел новый импульс для дальнейшего творческого развития.

Опыт наших предков
Сборник музыкальных произведений для гармоники ливенки, написанных композитором Евгением Дербенко.

Рассказал мне Евгений Дербенко о мастере Константине Кудрявых, о ливенском гармонисте Иване Окорокове, у которого он учился играть на ливенке. Поговорили мы и об отношении к народной музыке в наши дни.

Вдохновитель

Часть 3

Есть такое выражение – дело мастера боится. Оно настолько верное по отношению к любому уникальному явлению, что даже удивляешься точности этого высказывания. Да, с давних времен наши предки умели подобрать правильные слова, чтобы выразить точно свою мысль. И заметим, по прошествие времени, сказанное тогда, не утратило своего смысла и значения.

А в данном случае, высказанная мысль, – есть утверждение о том, что с уникальным делом может справиться только настоящий мастер. Ведь он обладает каким-то особым чутьем, необычайной смекалкой, редкой фантазией, удивительным предчувствием, прекрасной интуицией, невероятным воображением и много еще чем. Для постороннего глаза все это незаметно, а, порой, просто скрыто. И самое главное, настоящего мастера не так просто заменить кем угодно. Он такой — один. Это – редкое явление. Потому настоящих мастеров не так много вокруг.

Продолжая рассказ о ливенке, я в очередной раз обращусь к материалам директора Ливенской детской музыкальной школы Юрия Плясова. «Из рассказов старожилов известно, — пишет он, — что в конце XIX века гармоника ливенка изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими мастерами Тюриным и Нечаевым. А одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителем слыл в этих местах мастер Вахнов. Он первым сделал тогда попытку создать ансамбль гармонистов.»

Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Федора Занина. Он затем научил этому ремеслу своего сына Ивана, который имел хороший музыкальный слух и золотые руки, считался в те времена непревзойденным мастером ливенок. Он получал даже заказы от хора имени Пятницкого и оркестра народных инструментов Андреева. Его гармонь когда-то хранилась в Орловском краеведческом музее. А его сын Валентин Занинин, впоследствии, стал инициатором создания знаменитого ансамбля «Ливенские гармошки».

Опыт наших предков
Ливенские гармонисты.

«Изначально ливенские мастера широко использовали подетальную специализацию, когда разные кустари отдельно изготавливали планки, корпуса, пружинки… Затем готовые детали продавались мастерам-скрепщикам. А они, в свою очередь, уже осуществляли окончательную сборку и настройку гармоники, привнося свой оригинальный вкус и манеру в ее отделку.

Такой кустарно выполненный инструмент стоил довольно дорого. Известно, что уроженец Ливен Василий Казначеев в 1914 году продал свою буренку за 24 рубля, а ливенку в Орле купил 22 рубля.

Популярность гармоники была в то время так велика, что ее производство не успевало за спросом. Потому изготовление этой гармоники стало осуществляться на орловском велосипедном заводе. Вскоре наладили ее выпуск и на предприятиях в других городах России. Потому стоимость гармоники заметно упала. И ливенка стала доступной широкому кругу любителей. А с ростом популярности ливенки появились уже самоучители и различные пособия по обучению игры на ней.

Можно с уверенностью сказать, что в начале XX столетия популярность ливенки достигла своего апогея. Эта гармоника распространилась по всей европейской части России и шагнула за Урал. И хотя музыкальные возможности инструмента были ограничены, эффект исполнения на ней достигался не только виртуозной игрой, а и демонстрацией при этом различных фигур и приемов во время растягивания меха.

Опыт наших предков
Гармоника ливенка.

Звучала тогда ливенка на ярмарках и праздниках, веселила душу, поднимала настроение. А какое сватовство и ухаживание обходилось без ливенки! Отправляясь к возлюбленной, жених томно наигрывал первую часть «Ливенских страданий», которая называлась «К ней». А если невеста давала согласие, гармонист весело принимался за вторую часть – «От нее». При отказе, парень, придя домой, говорят, рвал или разбивал гармонику и заказывал новую. Со старой гармошкой к другой избраннице ходить было тогда не принято.»

Понятно, что со временем такое легкомысленное обращение с музыкальным инструментом стало абсолютно недопустимым. Ведь даже сегодня трудно определить истинную ценность ливенской гармоники. А еще, оказывается, несмотря на свою внешнюю простоту и незамысловатость, ливенка до сих пор хранит в себе много разных секретов. Вот с ними то и были хорошо знакомы те старые матера, которые ушли из жизни и унесли свои секреты с собой.

В прошлом они учились своему ремеслу не один год. И у каждого, со временем, появлялись свои хитрости и секреты. Все они старались угодить заказчику, сделать инструмент сугубо под него. Как говорят сейчас, оригинальную версию. Потому одинаковых ливенок у настоящих мастеров и кустарей в то время не было. Как, впрочем, и одинаковых гармонистов тоже.

Опыт наших предков
Ливны. Городской парк.

Я уже обращался к тексту рассказа «Ливенка», написанного орловским писателем Леонардом Золоторевым. Вот как он описывает работу ливенских мастеров, которые славились на всю округу своим умением делать такую ливенку, которая вызывала настоящий восторг у заядлых гармонистов.

«Каждый мастер делал ее по своему разумению, — пишет Леонард Золоторев. — Один добавлял к басам «барабанчиков» и «пискунчиков», другой — сталь в голосах заменял бронзой. Так и певучей, и мягче, и надежней от сырости. Третий — делал голоса повыше, крикливее. Четвертый — пониже, увереннее. Каждая ливенка пела по-своему, голосом мастера.

А делали пискуньи мастеров десять — пятнадцать. Здесь, в Ливнах, да в ближних слободках. И хотя мудровали, как вздумают, одно всяк держал общим — обряжал гармонь по тогдашней моде, как женщину: сорок пуговок вверх по планке – «платью» до самого горлышка, а развод непременно из сорока одного меха…

Опыт наших предков
Рабочее место мастера по изготовлению ливенки.

Разливались по селам ливенки: то вытягивали душу медовым заноем, заходили под самое сердце. То рассыпались капелью, тенькали луговым колокольцем, вели «Барыню» с «подтетёхом». Каждый в игре был сам себе голова — ведет куда выведет.»

После войны совсем не осталось мастеров по изготовлению ливенки. Но сама жизнь вынесла на поверхность тех самородков, кто благодаря своему упорству и терпению доходил до всего сам. И научился делать чудеса в своем деле. До сих пор помнят здесь повсеместно уникального мастера Константина Кудрявых. Он родился недалеко от Ливен. С раннего возраста освоил профессию печника. Случайно подростком познакомился с местным мастером гармошек Ершовым. Тот, приметив тягу паренька к ливенке, поделился с ним секретами своего ремесла. После этого Константин купил себе ливенку, научился играть на ней. Затем стал ремонтировать инструменты других гармонистов.

Опыт наших предков
Мастер Константин Кудрявых.

После войны Константин Кудрявых поселился в Ливнах и вновь занялся своим любимым делом. В 60-е годы он познакомился с Валентином Заниным, который решил создать ансамбль гармонистов. Он стал помогать ему восстанавливать те гармошки, которые тот находил в дальних селах. А уже с 1964 года свою судьбу мастер Константин Кудрявых окончательно связал с ансамблем «Ливенские гармошки».

Почти все инструменты этого ансамбля прошли через его руки. Много лет он ремонтировал их, возвращал снова в строй. В своем доме Константин Кудрявых создал настоящую мастерскую. Почти все инструменты, приспособления и расходные материалы, которыми он пользовался, он делал своими руками. В 1975 году перед поездкой ансамбля гармонистов на гастроли в Западный Берлин Константин Кудрявых, по просьбе композитора Евгения Дербенко, создал хроматическую ливенку. После чего на этом инструменте стало возможно исполнять любую музыку.

За 50 лет своей работы мастер Кудрявых изготовил десятки гармоник. И нет среди них одинаковых. Каждая ливенка по-своему великолепна, имеет свой неповторимый звонкий голос. Ливенки, сделанные мастером Константином Кудрявых, до сих пор играют в оркестре хора имени Пятницкого и в оркестре народных инструментов имени Осипова. Они являются украшением экспозиций многих известных музеев страны. На них играют известные профессиональные музыканты.

В начале 90-х годов прошлого века, когда стало понятно, что ливенка постепенно исчезает, два ливенских мастера — Михаил Мохов и Дмитрий Сопов — пришли в городскую администрацию и попросили открыть мастерскую. И представляете, она была открыта. Это был 1993-й год. То время, когда все вокруг рушилось. Много лет эта Мастерская по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов была структурным подразделением культурного центра молодежи «Лидер».

Опыт наших предков
Роспись корпуса гармоники малютки.

Сейчас мастерская имеет статус муниципального бюджетного учреждения. Финансируется из городского бюджета. А недавно местные власти выделили для мастерской просторное помещение на первом этаже жилого дома в центре Ливен. Дело в этом учреждении поставлено так, как и положено на настоящем маленьком предприятии. Здесь, ко всему прочему, работает сын Валентина Занина – Игорь Занин. В детстве он вместе с отцом играл в ансамбле «Ливенские гармошки». Игорь Занин считается здесь уникальным мастером. Говорят, он обладает абсолютным музыкальным слухом. Потому он много лет является профессиональным настройщиком ливенской гармоники. А в ближайшем будущем собирается уйти на пенсию. И это печально, потому что замены ему пока здесь нет.

Мне было очень интересно побывать в этой ливенской мастерской. Мне тут все понравилось. Руководит ею Евгений Мельников. Это молодой, очень амбициозный, в хорошем смысле слова, человек. Именно такой, какой и должен быть на этом месте. Влюбленный в свое редкое по нынешним временам дело и горящий желанием достичь определенного совершенства в нем. Для начала мы посмотрели, как все тут устроено. И я немного пообщался с мастерами.

Затем мы Евгением Мельниковым мы продолжили разговор в его кабинете. Речь у на зашла о нынешнем состоянии дел и о будущем гармоники ливенка. И тут я должен отметить, что Евгений Мельников не только руководит небольшим бюджетным муниципальным учреждением, которое изготавливает ливенку. Он еще результаты своей самостоятельной работы демонстрирует на всевозможных фестивалях и конкурсах. И у него уже есть весьма внушительные награды. Об этом он тоже мне рассказал.

Опыт наших предков
Ливенские мастера. Евгений Мельников — Лучший мастер России (третий в верхнем ряду).

Мастера

Часть 4

Что есть истинное служение своему делу? На мой взгляд, это прежде всего беспредельная преданность ему. Способность передавать опыт предыдущих поколений совсем еще молодым, тем, кто только входит в эту жизнь. Чтобы они могли по-настоящему гордиться достижениями своих предков. Научились делать то, что умели их деды. А не относится к этому, как к чему-то устаревшему, абсолютно примитивному.

Ведь не зря говорят, что гениальность заключается в обычной простоте. Вот поди ж ты, а в век космоса и интернет-технологий мы в очередной раз пытаемся раскрыть секреты плешковской игрушки, гармоники ливенка, вышивки орловский спис… Какие люди берутся за это дело… И не удается им вернуть былое совершенство… Почему? Утрачены традиции. Просто некому их было передавать. Вот и завяли яркие краски прошлого.

Игрой на ливенке когда-то восхищался наш земляк — Иван Тургенев. Говорят, ливенку даже специально приезжал в эти края послушать Лев Толстой. В своих произведениях ее упоминали Николай Лесков, Иван Бунин, Константин Паустовский. Свои стихи ей посвятили Сергей Есенин, Дмитрий Блынский и Михаил Беляев. А Сергей Есенин вообще был заядлым гармонистом, он неплохо играл на ливенке. Полагаю, все они хорошо понимали, какую важную роль эта музыкальная малютка играла в повседневной жизни простого люда и по-настоящему ценили ее особую задушевность звучания в дни радости и печали. Они хорошо знали, что в любом деле должна существовать преемственность. Многие это вроде бы понимают и сейчас. Но в жизни осуществить такую задачу, оказывается, не очень просто.

Опыт наших предков
В ливенском городском парке.

В Ливнах есть детская музыкальная школа. В ней уже много лет обучают ребятишек играть на гармонике ливенке. Для этого разработана специальная программа. А недавно появились здесь и оригинальные старые музыкальные инструменты. Однако складывалось все это не так просто. Для всего этого тоже потребовалось некоторое время.

Директор этой музыкальной школы – Юрий Плясов – по специальности баянист. И предан своему инструменту всей душой. Но он прекрасно понимает, что ливенка – это жемчужина нашей национальной культуры, и потерять ее нельзя. С его помощью мне удалось встретиться в Ливнах с теми людьми, судьба которых тесно связана с ливенской гармоникой. Юрий Плясов довольно заметная фигура в городе. Он — Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Может, благодаря этому ему удается отвоевывать кое-какое пространство для ливенки в городе. Хотя делать это становится все труднее. Потому что в целом в стране интерес к народному творчеству постепенно угасает.

Опыт наших предков
Ливенская детская музыкальная школа.

Сам он с 90-х годов прошлого столетия играет в ансамбле «Ливенские гармошки». За все эти годы принимал участие в самых различных концертах известного коллектива. Даже делал обработки народных песен для этого ансамбля гармонистов.

В детской музыкальной школе, которой он руководит, не один год существовал детский ансамбль «Ливенка». Это была своего рода детская группа ансамбля «Ливенские гармошки». Ведь необходимо же было готовить новое поколение музыкантов для знаменитого коллектива. И преподаватели музыкальной школы с удовольствием занимались с ливенскими талантливыми детьми. Несколько раз этот детский ансамбль даже становился лауреатом Всероссийского конкурса. Это при том, что в музыкальной школе не было даже инструментов для ребятишек.

Опыт наших предков
Ансамбль гармонистов «Ливенка» в детской музыкальной школе города Ливны.

Настоящие ливенки – это большая редкость. Даже во взрослом ансамбле их берегут, как зеницу ока. И тогда директору школы пришлось разными путями разыскивать старые музыкальные инструменты. Теперь ансамбль гармонистов детской музыкальной школы будет играть на настоящих ливенках. Вот об этом обо всем мы поговорили с Юрием Плясовым. А еще — о значении старинного музыкального инструмента в целом для ливенской земли, о молодых талантливых преподавателях, которые работают в этой школе. И об ее учениках, которые уже делают первые шаги в умении играть на ливенке. И даже становятся победителями различных конкурсов.

Юрий Плясов в статье «В Ливнах родилась, ливенкой назвалась» пишет: «Когда-то в Ливнах было три ансамбля ливенских гармоник. Основной по-прежнему пользуется большой популярностью и собрал такое количество наград, какого нет ни у одного коллектива в Орловской области. Так удалось воскресить былую славу ливенки, правда, не в полном объеме, так как инструмент не стал достоянием народных масс, как это было на рубеже XIX-XX веков. Понятно, что этого и не могло произойти.

И все же, нельзя забывать, что, возрождая традиции народного творчества, мы тем самым формируем культуру будущего. Ведь, опираясь именно на фольклор, многие композиторы создают произведения, способные выдержать испытание временем. Да, ливенку удалось вернуть из небытия, но сегодня ее судьба очень ненадежна и хрупка, инструмент требует еще к себе немало неравнодушного внимания и заботы, чтобы через много лет не начинать все с начала», — напоминает нам директор Ливенской детской музыкальной школы Юрий Плясов.

Опыт наших предков
Гармонь ливенка.

Школа и ученики

Часть 5

Согласитесь, это прекрасно, когда рядом есть человек, который может пробудить интерес к какому-то делу. А потом еще поддержит и поможет двигаться дальше. Думаю, что многие хоть раз в своей жизни встречали такого профессионального наставника. Он вовремя разглядел скрытые способности, вселил веру в успех, дал толчок для дальнейшего развития в нужном направлении. Именно таких наставников помнят потом всю оставшуюся жизнь. Благодарны им за поддержку и понимание, за душевную щедрость и за возможность выбора правильного пути.

Вот в конце XIX века в России был широко известен гармонист Петр Невский. Это был его артистический псевдоним. На самом деле его звали Петр Емельянов. Он самостоятельно в юности научился играть на тульской гармонике. А затем как чтец, куплетист, балалаечник и гармонист выступал с концертами на эстраде. Он виртуозно играл на маленьких гармошках, которые благодаря необычному размеру и форме называются теперь «черепашки». В его репертуаре были произведения Верди, Вагнера, Глинки, Чайковского и Рубинштейна.

Опыт наших предков
Первый русский гармонист Петр Невский.

Гармонист Петр Невский даже ездил с гастролями за границу, его приглашали даже на коронацию императора Николая II, он первым в 1909 году в Кисловодске солировал на гармонике с симфоническим оркестром. Действительно на своем поприще он во многом был первым. Потому, наверное, он называл себя «первым русским гармонистом».

Опыт наших предков
Гармоника Петра Невского.

Петр Невский одним из первых начал сотрудничать с фирмами грамзаписи. И потому в музее Московской консерватории хранятся его первые граммофонные записи, а также гармоника, на которой он когда-то играл. Еще этот музыкант создал первый в России самоучитель игры на гармонике. Петр Невский не знал музыкальной грамоты, поэтому он придумал так называемый «цифровой» способ обучения. Которым, благодаря его самоучителю, мог тогда воспользоваться любой, кто умел сносно читать.

Опыт наших предков
Самоучитель игры на гармонике Петра Невского.

Безусловно, Петр Невский – это уникальный случай. Вообще-то, среди музыкантов существует такое расхожее мнение, что блестящие исполнители, как правило, бывают не очень хорошими педагогами. А вот хорошие учителя обычно не блещут мастерством за музыкальным инструментом. Редко бывает, чтобы много различных граней сочеталось в одном человеке, как это было у Петра Невского.

И все же такое случается даже в наше время. Я не раз уже рассказывал об орловском музыканте Евгении Дербенко. Он, на мой взгляд, как раз относится к числу таких редких явлений, если говорить о русской гармонике. Он много лет известен в стране как прекрасный исполнитель. Он — самобытный и оригинальный композитор, замечательный педагог, а также — создатель системы обучения игры на гармонике в России.

Опыт наших предков
Орловский композитор и педагог Евгений Дербенко с ливенкой.

Теперь у него везде очень много последователей. С кем бы я не общался из его бывших учеников, все они с особой теплотой говорят о нем. В Ливнах, на родине гармоники ливенка, к Евгению Дербенко особое отношение.

Опыт наших предков
Ливенская детская музыкальная школа.

А в Ливенской детской музыкальной школе тоже теперь работают его бывшие ученики. Мария Косарихина и Максим Строев — родом отсюда. Когда-то учились в этой музыкальной школе. После окончания орловского музыкального колледжа вернулись в нее работать.

Опыт наших предков
Максим Строев играет на ливенке в сопровождении ансамбля педагогов Ливенской детской музыкальной школы.

Оба прекрасно играют на ливенке и часто выступают с концертами. Оба ищут новые способы выразительности для того, что идти в ногу со временем. Это позволяет привлекать внимание к старинному инструменту у молодежи и вызывает большой восторг у самой разнообразной аудитории.

Опыт наших предков
Мария Косарихина выступает с концертом в библиотеке.

Конечно же, многое изменилось в нашей жизни с тех пор, как появилась ливенка. А долгие годы забытья ливенской гармоники заметно сказались на ее судьбе. Поэтому сегодня молодые люди по-другому воспринимают исконную народную музыку. Поэтому многие музыканты, играющие на ливенке, ищут новые подходы к слушателям. Помогают им в этом новые технологии, когда гармонисты на своих концертах используют для аккомпанемента фонограмму.

Опыт наших предков
Максим Строев аккомпанирует на баяне.

Молодые преподаватели Ливенской музыкальной школы Мария Косарихина и Максим Строев считают, что они выбрали абсолютно правильный путь в своей жизни. По другому и быть не могло. А что касается ливенки, то они постараются сделать все, чтобы она жила и радовала своим задорным звуком всех, как и прежде.

Опыт наших предков
Мария Косарихина играет на ливенке.

Учителя

 Часть 6

С самого начала, как только появилась гармонь, в России было много замечательных, самобытных гармонистов. О ком-то я уже рассказал. Но имена большинства из них нам до сих пор не известны. Время было тогда другим. И слава их была ограничена местом проживания.

Опыт наших предков
Гармонист — первый парень на деревне.

Кто же такой гармонист? Мы знаем, что это первый парень на деревне, который бродит всю ночь одиноко и мешает девушкам спать. А вот писатель Максим Горький так представил этот образ в одном из своих произведений: «Вот идёт гармонист… Он в плисовой безрукавке, в красной шелковой рубашке, в шароварах, заправленных в щегольские сапоги. Под мышкой у него гармоника в зеленом мешке, черненькие усики закручены в стрелки, картуз ухарски надет набекрень, и все лицо сияет удалью и весельем. Орлов любит его за удальство, за игру, за веселый характер и завидует его легкой, беззаботной жизни.» Максим Горький, Супруги Орловы, 1897 год.

Даже сейчас можно встретить таких гармонистов в разных местах. Может, одеты они по-другому, а вот образ «рубахи-парня» остался таким же. Как и прежде, большинство из них имеет известность только в кругу своих знакомых и друзей. Именно там, где они собираются, чтобы вместе поиграть на гармони.

Опыт наших предков
Гармонисты.

В Орле я их раньше встречал в городском парке. Затем власти города выделили им местечко рядом с центральным рынком. Сделали там даже небольшой навес, чтобы можно было укрыться под ним в непогоду. Сюда приходят даже те, кто любит попеть и поплясать под гармонь.

Иногда заглядывают на эту площадку и профессиональные гармонисты. Таковых теперь у нас немало. Особенно после того, как гармонь встала в один ряд с другими инструментами. Именно в Орле некоторые из них и получали свои первые профессиональные навыки.

Опыт наших предков
Орловский гармонист Геннадий Калмыков.

А первым дипломированным гармонистом в России считается Геннадий Калмыков – уроженец Орловщины. Профессиональное образование он получал в Москве. Затем многие годы работал солистом Национального оркестра русских народных инструментов имени Осипова. И с этим прославленным коллективом объехал с гастролями пол-России, побывал во многих зарубежных странах.

Опыт наших предков
Заслуженный артист России Геннадий Калмыков играет на ливенке в сопровождении оркестра народных инструментов.

В концертном репертуаре Геннадия Калмыкова есть все: и классика, и народная музыка, и произведения современных композиторов. Он был первым исполнителем большинства оригинальных произведений крупной формы, написанных специально для хромки и ливенки орловским композитором Евгением Дербенко. Руководитель оркестра имени Осипова Николай Калинин ни раз называл Геннадия Калмыкова лучшим гармонистом профессионалом в России.

Опыт наших предков
Профессиональный гармонист Геннадий Калмыков и орловский композитор Евгений Дербенко.

И это абсолютно точная характеристика орловского музыканта. Ведь он лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, создатель Орловского городского клуба гармонистов, входит в «Золотую десятку» гармонистов России, не раз был участником знаменитой телепрограммы «Играй, гармонь!». К тому же, этот музыкант полностью соответствует тому образу, который описал когда-то Максим Горький.

Опыт наших предков
Гармонист Геннадий Калмыков.

Артистический образ Геннадия Калмыкова очень органично смотрится на сцене. Его выступление всегда вызывает неподдельную симпатию и восторг не только у публики, а и у всех артистов оркестра, с которыми он выступает на эстраде. А получается так потому, что этот блестящий музыкант и виртуоз ощущает себя на сцене как в своей родной стихии.

Опыт наших предков
Геннадий Калмыков в Музее русской гармоники на Орловщине.

Сегодня на профессиональной сцене с гармоникой ливенкой выступают многие музыканты. Среди них: Евгений Дербенко (Орел), Геннадий Калмыков (Орел), Николай Горенко (Сочи), Павел Уханов (Москва), Геннадий Васильев (Москва), Василий Курдяшов (Республика Хакассия), Дмитрий Шилов (Курск).

Опыт наших предков
Павел Уханов (Москва).

Гармонику ливенку сегодня мы можем увидеть в различных музеях Германии, Англии, Франции, Италии, Испании и других стран Европы. Свое почетное место она занимает и в музее русской гармоники Альфреда Мирека в Москве.

Опыт наших предков
Экспозиция Музея русской гармоники А. Мирека в Москве. Ливенка (в центре) с самым длинным мехом.

Гармонисты

Часть 7


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top