Если мы заглянем в прошлое, то там найдется много того, чего мы и сейчас не умеем по-настоящему хорошо делать, как это получалось когда-то у наших предков. Это касается различных областей жизни и творчества. Так вышло, что опыт и навыки со временем оказались утрачены, продолжателей какого-либо дела почти не осталось. И линия преемственности совсем прервалась.
Однако уже в наши дни появляются кое-где энтузиасты, желающие возродить богатый опыт прошлых времен. Дело вдруг оживает, начинает двигаться вперед. Вокруг этих одиночек появляются единомышленники. И все вокруг начинают удивляться: «Как же это мы забыли о таких замечательных наших достижениях в прошлом».
Об истории колокольного звона на Руси
Еще в XIX веке Болхов называли городом церквей. Их тут было почти три десятка. Ни в каком другом городе Орловской губернии их не было так много. Храмы стояли почти на каждой улице. И тогда можно было услышать, как колокола перед началом церковной службы «переговариваются» между собой. Они будто подхватывают друг друга. И над городом некоторое время звучали завораживающие колокольные перезвоны. Наши предки действительно умели выбирать места для своих поселений. И старинный город Болхов — тому подтверждение. Он расположен на высоком берегу реки Нугрь, а большинство церквей раньше строили на возвышенности. Потому они видны издалека и звон колокольный слышен был повсеместно.
Этот древний город существовал еще в домонгольские времена. Затем полностью был разрушен. А в XVI веке возродился уже как крепость. Со временем стал типичным купеческим уездным городком. До сих пор в центре его сохранились постройки еще дореволюционной эпохи, а в окрестностях города — есть живописные места и даже в чем-то старинный жизненный уклад болховчан. За последние годы в Болхове было восстановлено несколько древних храмов. Они заметно украсили облик города, придали ему привлекательность. И вот теперь родилась идея возродить традиции болховских колокольных перезвонов.
Исстари колокольные звоны являлись неотъемлемой частью повседневной жизни российских сел и городов. Колокольный звон призывал прихожан на службу в храм, оповещал о важных, значимых моментах в жизни горожан: о праздниках, о пожарах, о войнах, о победах, о появлении захватчиков. Звук вечевого колокола собирал граждан Новгородской и Псковской республики на народные собрания (вече).
Со временем колокольные звоны стали регламентироваться церковным уставом. А у каждой местности появились свои традиции. Праздничные перезвоны часто превращались в настоящие музыкальные композиции. А само мастерство колокольного звона издавна передавалось устным путем.
И вот впервые на болхоской земле состоялся фестиваль колокольного искусства и музыки «Бирюза». На него в Болхов съехались 14 звонарей из Московской, Ярославской, Вологодской, Нижегородской, Тверской, Архангельской, Волгоградской, Орловской областей, а также из Санкт-Петербурга и Удмуртии. Жители города могли видеть звонарей на колокольне во время звона. Для этого в центре города, на главной площади установили большой экран.
В конце XIX, начале XX столетия искусство колокольного звона в России достигло своего расцвета. Наиболее талантливые звонари, соблюдая сложившиеся традиции, брали за основу какой-либо незатейливый ритмический рисунок и, нередко, вносили в него свою оригинальную обработку. То есть импровизировали на заданную тему. В Москве появились такие талантливые звонари, которые собирали на звоннице колокола определенного строя и звучания. С их помощью они исполняли целые музыкальные композиции.
Большой известностью в 20-х годах прошлого столетия пользовался московский музыкант звонарь Константин Сараджев, который звонил в церкви на Большой Якиманке. С 14 лет начал он серьёзно заниматься колокольным звоном. Константин обладал уникальным музыкальным слухом, великолепно разбирался в колоколах. А слушать его звон приезжали горожане из разных концов Москвы.
Константин Сараджев понимал, что его искусство уже носит оттенок профессионального искусства. Поэтому он мечтал о создании Московской концертной звонницы, которая будет предназначена для исполнения музыкального, а не церковного звона. В 1930 году Сараджев даже создал в Гарвардском университете колокольню из колоколов, которые были закуплены американцами в нашей стране.