Незабываемые имена

Монастырь во имя Кукши

Незабываемые имена
Камень у входа в монастырь.

Я не погружен глубоко в церковную тематику. Потому, наверное, впервые услышал о святом Кукше лет десять или более тому назад. Ездил тогда на одно мероприятие во Мценск. Это районный город под Орлом. Меня попросили там пофотографировать. Когда все закончилось, повезли нас на святой источник, который находится неподалеку от Мценска. Там монахиня, имя которой не помню, рассказала нам о том, что этот источник связан с местом, где был убиен святой Кукша. У многих оказались тогда с собой пустые бутылки, в которые они набрали воду из этого источника. Видимо, место это им было хорошо знакомо.

Незабываемые имена
Святой источник рядом с монастырем.

На следующий год мы опять оказались у святого источника. На этот раз нас ждал там отец Валериан. Он сообщил, что неподалеку, в лесу, есть теперь небольшой монастырь. Я попросил разрешения сходить в него. Отец Валериан разрешил нам туда подняться. Показал дом, в котором живут монахи, их домовую церковь и даже могилу первого умершего здесь монаха.

Незабываемые имена
Обитель монахов.

А еще пригласил нас приехать 9 сентября на праздник в память о святом Кукше, который проходит здесь теперь каждый год. Я поехал в тот день в монастырь. Добирался до него своим ходом. Это оказалось непросто. Несмотря на это, народу собралось очень много. Были гости и из других регионов.

Незабываемые имена
Служба в новом храме в честь святого Кукши.

Мы отстояли службу, затем был крестный ход вокруг нового храма. Когда все закончилось, а гости и прихожане готовились к трапезе, я подошел к отцу Валериану. Он предложил мне съездить с ним в детский интернат, который расположен неподалеку.

Оказалось, нас там ждут. Мы привезли с собой сладости детям. А затем гости из Брянска выступили перед ребятишками с небольшим концертом. Сидя тогда среди детей в этом небольшом помещении, которое одновременно является актовым и спортивным залом, я решил, что когда-нибудь расскажу о том, кем был Кукша, о необычном монастыре, названном в его честь, и о монахах, которые в нем живут.

Незабываемые имена
Икона святого Кукши.

По мнению историков, племена  вятичей заселили обширную территорию верховья реки Оки, примерно в VIII веке. По преданию, вятичами они назвались от имени своего вождя Вятко (Вячеслава, «более славного»).

Как выглядели тогда вятичи, сейчас трудно сказать. Однако антропологи считают, что это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами. Жили они в основном в дремучих лесах, на берегах рек, коих на Орловщине было в то время немало.

Вятичи были язычниками и надолго сохранили сложившиеся у них традиции. Они, говорят, отличались сквернословием. Среди них было распространено многоженство. Во время игрищ между селами, они, по сговору, умыкали себе невест. Своих умерших соплеменников сжигали, а останки хоронили в курганах. Вблизи них (в капищах) устраивали жертвоприношения.

Незабываемые имена
Леший

Среди языческих божеств наиболее почитаемыми у вятичей были Перун и Велес, а также Стрибог, Купала, Даждьбог, Коляда, Кикимора, Баба-Яга. По верованию вятичей, душа че­ловека после смерти продолжала оставаться на земле. Ей нужна была пища, и потому у изголовья умершего ставили еду и воду. Позже они поминали ушедших в иной мир и готовили для них особую пищу.

Еще вятичи поклонялись силам природы, верили в лешего – хозяина леса. Считали, что на дне рек и озер живет водяной, который повелевает  русалками. Большим почитанием у них пользовался и домовой.

Незабываемые имена
Домовой

Во главе племен вятичей стояли вожди, которых поначалу избирали на общем сходе. Эти вожди жили потом в Дедославле (ныне это город Дедилово). Историки считают, что к  концу XI века власть вятических вождей передавалась уже по наследству.

Вожди вятичей располагали многочисленным войском. В первых рядах которого, шли в бой настоящие храбрецы и силачи. Одеты они были в холщовые штаны, заправленные в сапоги и туго перетянутые ремнями. Оружием для этих воинов служили широкие и тяжелые топоры-секиры. Их необходимо было держать двумя руками. Вторую линию войска составляли копьеносцы с большими щитами. А уже за ними двигались лучники и метатели дротиков.

Город Дедославль, вероятно, был разрушен во время татаро-монгольского нашествия. Считается, что Дедославль до этого был для вятичей своеобразным религиозным центром.

Долгое время племена вятичей считались непокорными. Однако сначала обложить их данью удалось хазарам. А впоследствии их пытались подчинить себе киевские князья. И со временем территории, где проживали эти племена, были включены в состав Черниговского княжества.

В то время жители этих мест не были еще повсеместно крещены. Поэтому обращение их к христианской вере стало тогда одной из главных задач для киевских князей. С этой целью в 1092–1093 годах князь Владимир совершил два зимних похода в земли вятичей. По преданию, он двигался по той самой дороге, по которой езживал когда-то добрый молодец Илья Муромец. Он в этих местах, якобы, сражался с Соловьем-разбойником.

Спустя некоторое время, на княжение в Киев был призван Владимир Мономах. После этого на Руси почти на 500 лет установилось правление Мономашичей.

То время считается «золотым веком» для миссионерства в Киевской Руси. Многие проповедники тогда осуществляли успешную просветительскую миссию. Однако наиболее выдающимся из них в домонгольский период церковь считает преподобного Кукшу, которого еще называют истинным просветителем вятичей.

Незабываемые имена
Кукша

А было это так. В 1113 году, по благословению Киевского митрополита, на земли вятичей отправилась христианская миссия. Ее возглавили инок Кукша и его ученик Никон.

Кто такой Кукша? На этот вопрос достоверных сведений очень мало. Некоторые историки считают, что Кукша был будто бы сыном вождя вятичей Ходоты. Владимир Мономах захватил тогда Кукшу подростком в плен и отвез его в Киев. Там он обратил его в христианство, постриг в монахи. Таким образом, Мономах лишил, якобы, вятичей вождя, которым мог стать по наследству в будущем Кукша.

Некоторые историки считают, что Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных еще Святым Владимиром, в среде которых продолжали исповедовать христианство. И при пострижении он, якобы, получил монашеское имя Иоанн. Однако и этим сведениям достоверных подтверждений нет.

Известно, что Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря. А Киево-Печерская Лавра с самого создания заметно отличалась от других русских монастырей. Здесь были более строгие порядки. К тому же, Киево-Печерский монастырь был не только центром монашеских подвигов, он сыграл огромную роль в развитии русской культуры. И еще этот монастырь как раз осуществлял апостольскую миссию на землях язычников.

Незабываемые имена
Киеве-Печерская Лавра в конце XIX века.

Решимость Кукши взять на себя непростую миссию — возглавить пастырское дело в тех местах, где процветало идолопоклонство, — свидетельствует о том, что он был человеком довольно смелым и мужественным.

Кто благословил Кукшу на этот путь? Вероятно, отец Феоктист. Он в 1113 году был посвящен в сан Чернигов­ского епископа. Некоторые церковные источники свидетельствуют о том, что отец Феоктист и инок Кукша были одно время друзьями. Вот как там об этом написано: «Другом и собеседником Феоктиста был иеромонах Кукша, просветитель вятичей». Их монашеская дружба сложилась, скорее всего, тогда, когда они оба были простыми иноками. Впоследствии одному из них выпала честь управлять Черниговской епархией, а другому – совершать на ее территории свое апостольское служение.

Вероятно, пастырская миссия Кукши состояла из нескольких человек. Эти миссионеры, скорее всего, отправились в путь из Чернигова по реке Десне. Они миновали Новгород-Северский и Трубчевск, а затем добрались до земель вятичей, которые находились вблизи современного города Брянска.

Намного позже в этих местах было записано древнее предание о «великом муже» Куке. В нем сообщается, что перед этим чудотворцем расступались леса и горы. Он передвигал реки и озера. Получается, что память о чудесах, которые совершал здесь Кукша, сохранилась и передавалась из уст в уста последующим поколениям.

От Брянска миссионеры отправились в сторону Карачева. Тут уже монахи погрузились в непроходимую чащу лесов и опасные топи болот. Здесь монахи окончательно ступили на вятичиские языческие земли. А потом по реке Оке они вплавь отправились в сторону Мценска.

По преданию, на мценской земле из могучих дубов, росших поблизости, где миссионеры остановились, Кукша соорудил небольшой деревянный храм. Рядом с ним он создал из дерева образ святого Николая размером в человеческий рост. А еще – установил восьмиконечный каменный крест.

Следует отметить, что позже в 1238 году мимо этого места проходил со своим войском на Мценск хан Батый. Тогда священники спрятали крест Кукши в тайнике у подножия горы Самород. Найден он был только в 1415 году. К этому времени христианство уже окончательно распространилось в на мценской земле.

Сохранившиеся предания повествуют, что проповедь Кукши в этих местах сопровождалась чудесами. Он бесов изгонял и «дождь с небесе сведе, озеро иссуши». Надо заметить, что к числу обожествляемых природных сил язычники в то время относили именно водную стихию, воплощением которой был образ Купалы. По их представлению, озера и реки были местом обитания низших божеств, которых называли «водяными». Потому-то в них и топили в качестве жертв людей, привязав к их ногам камни. А иссушенное Кукшей озеро произвело на вятичей неизгладимое впечатление и приобрело для них важный религиозный смысл. После этого они, якобы, и  стали креститься.

А еще Кукша в 12 километрах от Мценска, по направлению к Болхову, в лесу, на косогоре, в двух верстах от деревни Карандаково, построил для себя скит. Рядом он выкопал «Богомольный» колодец. Даже в начале ХХ века жители окрестных мест рассказывали, что здесь жил инок Кукша. И что именно тут он пролил кровь свою, в полуверсте от колодца, в глухом лесу, у большой дороги.

Как было дело, никто достоверно не знает. Но, вероятно, одной из августовских ночей местные язычники напали на миссионерский стан Кукши. Они подвергли иноков мучениям, а затем Кукша был отведен в сторону и у болота обезглавлен — мечом «усечен бысть с учеником своим». Историки прошлого считали, что убийцами Кукши стали жрецы вятичей или их старейшины.

Мученическую смерть Кукши будто бы предсказал его духовный брат, подвижник Печерского монастыря — блаженный Пимен Постник. «Брат наш Кукша в этот день убит», — воскликнул он в тот момент, и тоже затем умер. Его предсказанию киевские монахи поверили и тут же отправились в земли вятичей на поиск погибших миссионеров. Затем, прибывшие в те места иноки, увезли мощи Кукши в Киев. После этого мощи Кукши были помещены в Антониевы пещеры Лавры, где находятся и по сей день.

Незабываемые имена
Мощи Кукши в Лавре.

Так принято было тогда. Если кто-то из братии покидал монастырь по благословению и умирал в другом месте, то тело его доставляли в родную обитель, где бы оно ни находилось. Потому  прибывшие на место гибели Кукши печерские монахи, увезли мощи Кукши в Киев, в его родную обитель – в Лавру.

Полагают, что миссионерская деятельность Кукши на землях вятичей продолжалась от 7 до 20 лет. За это время он обошел не только всю орловскую землю, но побывал и на территориях нынешних Калужской, Брянской, Тульской и Московской областей. Получается, обошел почти всю Центральную Россию.

До сих пор существует несколько версий о месте гибели Кукши. Одни считают, что это произошло на брянской земле, другие, — на калужской, третьи склоняются к тому, что случилось это на Орловщине, подо Мценском. В 1913 году известный русский богослов и философ Сергей Булгаков в одном из своих философских трудов писал: «существует предание, что святой Кукша пострадал в окрестностях города Мценска. И на этом месте в 15 верстах от Мценска, на берегу Оки, где деревня Карандаково, теперь сооружена деревянная часовня во имя святого Кукши».

Незабываемые имена
Философ Сергей Булгаков

Здесь, у деревни Карандаково, с незапамятных времен находится и так называемый «Страдальческий» колодец, который народная молва связывает с именем Кукши. Местные мценские предания также твердо указывают, что убили монаха в полуверсте от двух колодцев – «Богомольного» и «Явленного», на обочине большой дороги, у болота. А  в незапамятные времена почитатели мученика Кукши даже построили на этом месте часовню, простоявшую долгое время. «Но уже в конце XIX века только глухие предания напоминали об этом месте».

И все же память об иноке Кукше в этих краях была жива. О нем знали, и даже почитали его имя. Местные  крестьяне, жившие здесь в XIX веке, рассказывали, что источник, у которого был убит Кукша, считался «святым местом». И возле него богомолье «происходило с незапамятных времен».

Говорили, что на месте гибели Кукши его почитатели построили часовню с крестом. И будто бы местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен. На дороге рядом с источником стоял тогда крест с кружкой для сбора пожертвований. Однако со временем почитание имени Кукши стало постепенно ослабевать. И ко второй половине XIX века все эти памятные знаки о мученике Куше и о его миссионерской деятельности в этих местах стали исчезать.

Хотя, надо вспомнить, что в 1862 году, в Великом Новгороде в честь празднования тысячелетия Российского государства был установлен Памятник тысячелетия России. На нем представлено 129 исторических фигур, сыгравших значительную роль в процветании России. Среди них есть и святой Иоанн Кукша.

Незабываемые имена
Кукша на памятнике в честь 1000-летия России.

Со временем имя Кукши стали чаще вспоминать и на Орловщине. А церковная общественность даже не раз обращалась с просьбой перевезти мощи Кукши в Орел.

В конце августа 1913 года в Орловской губернии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Тогда во всех храмах Орловской епархии прошли торжественные богослужения. Учащиеся губернского города были освобождены от занятий. Магазины в тот день в городе были закрыты. В праздновании приняли участие члены Государственной думы. На торжества в Орел прибыла императрица Елизавета Федоровна.

27 августа 1913 года многолюдная процессия паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером того же дня в зале Дворянского собрания в Орле состоялся торжественный духовный вечер. В его программе звучали выступления церковнослужителей о миссионерской деятельности Кукши и духовная музыка.

За годы советской власти имя миссионера Кукши не удалось окончательно вычеркнуть из памяти народа. И уже в 1999 году во Мценском районе на месте его гибели появился скит святого Кукши. А затем в 2012 году неподалеку от него был открыт необычный мужской монастырь во имя святого Кукши. На Орловщине имя святого Кукши носит Орловское церковное историко-археологическое общество и православная гимназия.

Незабываемые имена
Отец Иоанн

Как я сказал, я решил съездить в монастырь святого Кукши, встретиться с монахами и рассказать немного об этих местах. Договорился о встрече с отцом Иоанном. Он является настоятелем этого монастыря. А еще он курирует деятельность всех монастырей на территории Орловской области.

После его благословения, мы отправились с ним по территории монастыря. Вспомнили имя самого первого монаха, умершего здесь и похороненного на территории монастыря. Затем зашли в новую монастырскую церковь, которую построили на месте, когда-то сгоревшей деревянной. Потом мы спустились к святому источнику, где есть теперь купальня. И поговорили о том, какое значение имеет для этих мест миссионерская деятельность Кукши.

Незабываемые имена
Строящаяся монастырская церковь

Напомню, я приехал в монастырь во имя святого Кукши. Он расположен в лесу неподалеку от Мценска. Известно, что каждый монастырь живет по строгому уставу. Эта жизнь по-своему насыщенна и скрыта от посторонних глаз. Потому мне оказалось непросто пообщаться с монахами. Их тут несколько. И у каждого есть свои повседневные обязанности, помимо той церковной службы, которую они постоянно несут.

С отцом Валерианом я познакомился еще несколько лет тому назад. И встретив его у святого источника, спросил, почему новая строящийся монастырская церковь называется Храмом на крови и о том, какое значение имеет святой источник для местных жителей.

Незабываемые имена
Отец Валериан

Затем отец Валериан познакомил меня с одним из своих собратьев – отцом Феодосием. И, несмотря на ограниченное время перед службой, мне удалось им обоим задать несколько вопросов об их монашеской жизни. На несколько минут я спустился в трапезную монастыря. Здесь отец Григорий готовил обед для своих монастырских братьев. Он был очень занят. И все же немного поговорил со мной. Нашу беседу можно послушать в подкасте, который опубликован ниже.



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top