Павел Якушкин
Павел Якушкин стал фактически родоначальником отечественной фольклорно-этнографической науки в нашей стране. Он тщательно и упорно собирал в различных губерниях необъятной России устную народную поэзию своего времени. Он оставил нам, а также будущим поколениям, бесценный кладезь народного творчества в том виде, как он тогда существовал. Без прикрас, без приглаживаний, без сантиментов и восторгов.
Это был антикрепостнический фольклор, отрицающий рекрутский набор в армию и отражающий отношение простого народа к чиновникам, жандармам, помещикам, окружающим силам природы, к реформам, которые затеяло тогда самодержавие в стране. Он стал талантливым и оригинальным писателем-путешественником, пешеходцем, странником, другом, божьим и добрым человеком.
Он свободно погружался в ту самую неофициальную Россию, «с ее бесчисленными монастырями, чайными, кабаками, постоялыми дворами, тюрьмами, острогами, черными крестьянскими избами».
Его необычный образ описан в произведениях Николая Лескова, Ивана Тургенева, Ивана Гончарова, Максима Горького. А Николай Некрасов так представил его своим читателям в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Изменив лишь его фамилию:
Был тут человек, Павлуша Веретенников. Какого рода, звания – Не знали мужики, Однако звали «барином», Горазд он был балясничать, Носил рубаху красную, Поддевочку суконную, Смазные сапоги; Пел складно песни русские И слушать их любил. Его видали многие На постоялых двориках, В харчевнях, в кабаках…
Горазд он был балясничать
Часть 1
После окончания университета Павел Якушкин немного поработал учителем, затем ушел в отставку. Затем он отправился в экспедицию за новым материалом по нехоженым тропам российской глубинки. Хождение в народ полностью поглотило его. А первые публикации в прессе привлекли внимание читателей, вызвали определенный интерес к нему в литературных кругах.
С самого начала Якушкин приучал себя к суровой доли путешественника, сознательно воспитывал в себе аскетизм. Постепенно свыкся с участью спать на голом полу или лавке, положив под голову свой узелок. Бывая в гостях у вполне состоятельных друзей, он также ложился спать на полу.
В своих «Путевых письмах» из Орловской губернии Павел Якушкин рассказал о затянувшемся строительстве в Орле собора.
«Мой собеседник хотел идти домой, — пишет Якушкин, — а мне не хотелось с ним так скоро расстаться; чтоб остановить его, я спросил:
— Давно новый собор строится?
— Да лет за шестьдесят будет. Был у нас царь-император Павел Петрович и был он именинник на Павла-исповедника; так губерния положила для императора Павла Петровича Павлу-исповеднику собор построить. Стали собирать со всех деньги, да и по сию пору собирают, а все никак этого собора не отстроят».
В советское время на месте собора построили областную библиотеку. Фасад ее здания находится все время в неприглядном виде. Штукатурка постоянно осыпается, а вокруг здания установлены заграждения, за которые опасно заходить.
После ссылки в Орловской губернии Павла Якушкина 8 марта 1868 года отправляют в ссылку в Астраханскую губернию. Здесь его положение становится совсем невыносимым. И вскоре он пишет прошение министру внутренних дел с просьбой перевести его в другое место. И только в августе 1871 года его совсем уже обессилевшего и больного перевозят в Самарскую губернию.
Часть 2