Мир вокруг нас

Орел не летает

Несколько лет тому назад наткнулся я в Интернете на статью популярной когда-то в Орле газеты «Красная строка». Статья эта опубликована была в феврале 2009 года. Автор ее — Иван Савельев. Называлась она «Отчего Орел не летает?». Судя по статистике, прочитали ее с тех пор не больше двух десятков тысяч человек. Это немало для областного центра с населением свыше трехсот тысяч жителей.

Мир вокруг нас

И вот прошло почти полтора десятка лет с момента этой публикации, а тема, затронутая в ней, не потеряла актуальности для региона и теперь. В статье идет речь о попытке восстановить авиационное сообщение из Орла с другими городами. Оно здесь в недалеком прошлом еще существовало. Но, видимо, ноша эта оказалась тяжелой для прошлых и нынешних руководителей области. Хотя, они произнесли немало обнадеживающих слов по этому поводу.

Сколько еще воды утечет, прежде чем, данные ими обещания станут реальностью и воплотятся в жизнь. Не потому ли время от времени появляются разговоры о том, стоит ли возвращаться в то самое прошлое, которое когда-то было…

Мир вокруг нас

Но здесь я немного забежал вперед. И потому для начала прочту небольшой фрагмент из той статьи за 2009 год, о которой я упомянул в начале:

«Было время, когда наш областной центр вполне оправдывал свое летающее название, — пишет автор этой статьи. — Свидетельства тому сохранились и по сей день: самолеты на постаментах, авиационные названия улиц, останки аэродромов и даже аэропорт. Последний — не только символ присутствия здесь следов воздухоплавания, но и вполне материальное дорогостоящее сооружение.

Аэропорты и аэродромы были раньше практически во всех районных центрах. Да что говорить о райцентрах. Рейсы выполнялись даже в более-менее крупные населенные пункты. К примеру, из села Маслово Орловского района хозяйки летали в Орел продавать на рынке утреннее молоко. Цены на билеты были сопоставимы со стоимостью автобусных поездок. И при этом появлялся выигрыш по времени.

Мир вокруг нас
Орловский аэропорт сегодня.

Как-то мне попалась любопытная зарисовка участника такого полета, — пишет автор той же статьи. — Он сообщил: «Занесло меня однажды в Орел. Приехал поездом, рано утром. Стал выяснять, как добраться до нужной мне деревни. Спросил — говорят, автобусом. «А самолетом можно?» — не знают. Не летают они самолетом, хотя аэродром где-то на окраине города имеется. Гляжу, до автобуса ждать еще три часа, думаю, съезжу-ка я в аэропорт.

Приезжаю, вижу избушку на краю травяного поля и несколько зачехленных «кукурузников» возле нее. Народу никого не видать, но избушка открыта. Захожу — там дремлет сторож под расписанием. В расписании моя деревня значится, вылет в 8 утра, через 20 минут. Только странно, что в расписании на это время указано еще около 30 рейсов. Но пассажиров не видно, и нет регистрации. Бужу сторожа и спрашиваю: «Вылет, будет?» — «Маша, пассажир пришел!» – кричит он. Выходит Маша-кассирша, выписывает мне билет за 5 рублей и говорит: «Ждите».

К 8 часам подтягиваются еще человек пять, желающих улететь в разные места. Маша выписывает и им билеты. В 8:00 заходит в самолет летчик. Оглядел нас, пересчитал, говорит: «Ну, полетели». Маша объявляет: «Начинается посадка на все рейсы». Вышли на поле, сели все в один «кукурузник» и взлетели. Думаю, куда же мы полететим? Тут высовывается в салон пилот и кричит сквозь шум мотора: «Деревня Збруевка! Есть кто на выход?»

Так он нас и развез по всей области, кому куда надо. Меня высадил прямо в поле и, не заглушив двигателя, тут же улетел дальше…».

Мир вокруг нас

А один знакомый летчик, — продолжает автор статьи, — часто вспоминал орловскую авиацию во времена ее расцвета — в 80-е и 90-е годы. Аэропорт тогда переехал на аэродром «Южный», освободившийся после передислокации авиаполка.

Началась его реконструкция. Толщина бетона взлетно-посадочной полосы до ремонта была 20 сантиметров, а после – уже превышала 60 сантиметров. Сама полоса была расширена и продлена до трех километров. Появились современные радиотехнические средства, рулежные дорожки, перрон, аэрокомплекс, инфраструктура. Аэропорт получил возможность принимать все типы вертолетов и самолетов, включая ИЛ-76 и Боинги.

Самые крупные капиталовложения пришлись на конец 90-х годов. В областных СМИ аэропорт позиционировался тогда не иначе, как международный, — писал в 2009 году Иван Савельев в газете «Красная строка».

Мир вокруг нас

Еще немного истории. В июле 2020 года издание «Вечерний Орел» напомнило своим читателям, что из Орла в Сочи 54 года назад был открыт прямой авиарейс. Тогда  аэровокзал располагался на Наугорском шоссе. В комплекс воздушной гавани входили: два помещения для пассажиров, стойки регистрации, комната матери и ребенка, справочное бюро, камера хранения, автоматы для продажи газет и открыток, комнаты для милиции и досмотра багажа.

Затем в 1981 году бывший военный аэродром «Южный» переоборудовали в гражданский. И сюда перевели аэропорт, базировавшийся на Наугорском шоссе. С 1993 года в Орле работала авиакомпания «Орёл-авиа». Она эксплуатировала самолеты Ту-154, Ту-204 и Як-42.

На смену ей в 1998 году пришла компания «Трансаэро». И в декабре 1999 года еще раз воздушное сообщение между Москвой и Орлом торжественно открыли уже посадкой самолета Боинг-737. Вплоть до конца 2000-х годов из этого аэропорта выполнялись рейсы в Москву, Минск, Саратов, Пензу. Планировалось строительство второй очереди аэропорта, которая включала в себя постройку грузовых и пассажирских терминалов, перрона и сопутствующей инфраструктуры. Но в 2010 году орловский аэропорт законсервировали и исключили из Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации», — напомнила об истории орловского аэропорта газета «Вечерний Орел».

Мир вокруг нас

Прошло немного времени и в 2022 году в издании «Коммерсант – Черноземье» появилось такое сообщение: «Орловские власти подготовили очередной проект возобновления работы закрытого более десяти лет назад аэропорта «Южный». Они рассчитывают получить 1 миллиард рублей федерального финансирования, чтобы реконструировать взлетную полосу и построить небольшой пассажирский терминал. Тогда из Орла будет возможно выполнять рейсы на самолетах типа Sukhoi Superjet на черноморское побережье. Эксперты относятся к проекту скептически, указывая на «неопределенные перспективы» гражданской авиации, — пишет автор статьи — Сергей Калашников.

Этот журналист, судя по его публикациям, на протяжении многих лет следит за развитием событий вокруг орловского аэропорта. И время от времени в том же издании появляются его материалы на данную тему. Я посмотрел их и нашел в них немало сведений о том, что происходило с этим аэропортом в последние десятилетия.

Оказывается после его закрытия «региональные власти несколько раз предпринимали попытки восстановить аэропорт или найти другое использование для этой площадки. В 2015-2016 годах команда тогдашнего губернатора Вадима Потомского пыталась предложить проект реконструкции аэропорта и передать его в концессию. Но желающих не тогда нашлось.

В феврале 2018-го года нынешний глава региона Андрей Клычков заявил, что законсервированный аэропорт бессмысленно развивать для гражданской авиации. Более перспективно создать на его основе грузовой хаб. А уже через полгода тот же Андрей Клычков анонсировал проект переоборудования аэропорта под гоночную трассу для дрэг-рейсинга.

И вот совсем недавно опять прозвучали заявления о восстановлении аэропорта. Правда, услышав об этом, руководитель одного из аэропортов Черноземья немного удивился возможности выделения федерального финансирования Орлу и сказал: «Очень странно, что субсидию на развитие инфраструктуры может получить давно закрытый и частично потерявший актуальность объект, тогда как соседним регионам эти средства намного нужнее для развития уже действующих предприятий».

Многие помнят, о том, что еще в том же 2018 году министр транспорта России Максим Соколов сказал «Коммерсанту»: «Вопрос транспортной доступности Орловской области актуален. Но если говорить объективно, то расположение аэропорта в черте города – это его минус. Если говорить о возобновлении авиасообщения, то необходимо выводить аэропорт за черту города. Это вопрос безопасности». По оценке чиновника, местным властям стоило бы уделить внимание развитию автомобильного и железнодорожного сообщения в регионе.

Рассказывая о судьбе многострадального аэропорта, орловское Интернет-издание «Орелтаймс» в ноябре 2021 года, вспоминало: «В 2015 году тут еще проводились праздники на день десантника, в последующие годы любители гоняли на автомобилях по взлетной полосе, здесь же гуляли «собачники» района, катались велосипедисты, жарили шашлыки. Из-за неосторожности шашлыколюбивых граждан периодически выгорали десятки соток травы аэродрома.

Здание аэропорта уже в 2015 году было полно приключений и трэша «заброшкой», куда любили пойти попугаться подростки. Становилось все хуже и хуже.

Мир вокруг нас

Аэропорт «Южный» находится в 6 километрах от центра Орла. Он появился здесь в 30-х годах прошлого века и не работает с 2010 года. До закрытия он был способен принимать воздушные суда с максимальной взлетной массой 98 тонн, а также вертолеты всех типов.

И вот теперь открытие аэропорта после реконструкции запланировано в конце 2023 года», — сообщает «Орелтаймс».

Год назад журналисты интернет ресурса «Орловские новости» поинтересовались у местных жителей, проживающих рядом, как они относятся к возрождению аэропорта «Южный»

«Губернатор Орловской области Андрей Клычков отмечал, что, после реконструкции аэропорт сможет принимать 6-8 рейсов в неделю, -говорится в публикации. — Осуществлять пассажирские перевозки будут небольшие самолеты, рассчитанные на 75-90 посадочных мест. 

«Этого хватит, чтобы обеспечить потребности жителей региона для полетов в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Калининград», — оптимистично заявлял губернатор.

Однако некоторые жители 909 квартала, расположенного рядом, счастья губернатора не разделяют и скептически смотрят на возможность пересесть на воздушный транспорт, ведь на него элементарно нет денег.

«Я не очень этому рада и не поддерживаю эту идею, — поделилась своим мнением жительница соседнего микрорайона. — Аэропорт здесь не будет востребован, потому что мы живем в экономической дыре. Люди не могут с зарплаты позволить себе путешествие даже на автобусе или железнодорожном транспорте. Многие даже за пределы Орловской области не выезжали. По поводу шума, это вообще противозаконно. Я не представляю, как можно ставить взлетную полосу рядом с жилыми домами».

Аналогичное мнение высказали и другие орловчане, живущие неподалеку от аэропорта.

«У нас аэропорт уже несколько лет возрождают и все никак не возродят. Так и будет, и из этого ничего не выйдет. Когда аэропорт работал, летали те, у кого деньги большие. Даже если построят этот несчастный аэропорт, летать на нем будут те же самые люди. А если я вот пешком хожу, то куда я полечу? На какие деньги?» — задается вопросом местный житель.

Итак, я посмотрел публикации орловской прессы, связанные с историей аэропорта в последние десятилетия. Но сама история орловской авиации намного шире и интереснее. Она свидетельствует о существовании воздухоплавания в этих местах уже больше века. Я узнал об этом из материалов, которые нашел на сайте «Орловский транспорт».

Здесь есть публикации об истории различных видов транспорта региона, в том числе и авиации. Ее появлению и развитию посвящены две обширные статьи орловского краеведа Андрея Киреева. Андрей еще молод, но серьезно увлечен изучением прошлого тех мест, где он вырос и живет. Все сведения он находит в открытых источниках. Это, прежде всего, публикации местных газет, воспоминания самих жителей, связанных с авиацией.

Я хочу познакомить с отдельными фрагментами его обширного материала. Ничего более подробного об орловской авиации пока еще никто не написал.  

«Мне иногда кажется, — пишет Андрей Киреев, — что, если, допустим, среди жителей города провести небольшой опрос на тему, что они знают об истории орловской авиации, многих такой вопрос поставит в тупик. Ну, может, старшее поколение и вспомнит, как они летали на небольших самолетах в удаленные уголки нашей области. Вспомнят, но рассказать что-то подробное смогут уж точно не многие.

Молодое поколение и вовсе будет знать об этом, лишь находя в Интернете вот такие небольшие очерки и редкие фотографии, сделанные уже в не существующем аэропорте. Потому и хочется попробовать оставить об этом память. Пока еще не поздно.

Каких-либо фундаментальных работ по истории орловской авиации до этого не выходило, и все пришлось собирать по крохам. Хотя можно отметить сразу, в Орле были и есть люди, достаточно серьезно интересующиеся историей орловской авиации. В Советские годы они публиковали свои небольшие исторические очерки в газетах. В последнее десятилетие, кое-какие материалы стали публиковать в Интернете. Но там лишь малая часть. И это несколько материалов, посвященных лишь некоторым основным датам. А хотелось бы узнать гораздо больше: о простой повседневной работе авиаторов, о жизни аэропорта, о банальной стоимости полетов и маршрутах авиалиний по нашей области.

Мир вокруг нас

Андрей Киреев рассказывает жителям Орла о самолетах, которые когда-то летали в орловском небе.

Что-то удалось выяснить, но далеко не все. Очень помогли старые газеты со статьями на эту тему, хранящиеся в областной библиотеке имени Бунина. По ним видно, что раньше о пассажирском транспорте Орла и, в частности, об авиации писали часто. Очень помогли многое узнать книги по истории нашего города.

С 90-х годов прошлого века, живя не так далеко от аэропорта, я даже что-то наблюдал лично. И вот, обобщив все это, хочу представить вкратце небольшой рассказ об истории авиации Орловской области. Отмечу, что раздел этот будет развиваться, пополняться и уточняться по мере появления новых сведений и фактов.

А начну издалека, — пишет Андрей Киреев.

21 мая 1895 года в газете«Орловский вестник» вышла статья о невиданном до селе в этих местах событии. Читаем: «Жители города впервые наблюдали полет аэронавта. Со двора присутственных мест гражданин Деревицкий совершил довольно смелый и удачный подъем на воздушном шаре на высоту почти одной версты и спуск на парашюте. Полет этот, как невиданное еще здесь, в Орле, зрелище, наделал много шума и составил своего рода событие», — конец цитаты.

Тот воздушный шар поднялся со двора Присутственных мест на улице Садовой (ныне Горького), с дальнейшим пролетом над городом. Вот такое необычное начало эпохи воздухоплавания в этих местах. В конце XIX, начале XX века были еще попытки полета над городом на воздушных шарах, но все они подробно тогда не описывались. А от воздухоплавания было уже рукой подать до самой авиации. Вот еще несколько событий, связанных с этим.

В 1909-м годувпервые над Орлом пролетел аэроплан. Поднялся он с ипподрома, который находился за Крестительским кладбищем и затем пролетел над городом. Управлял этим аппаратом летчик Яков Седов. Это был один из первых русских авиаторов, авиамехаников и популяризаторов авиадела.

Мир вокруг нас

Авиатор Яков Седов.

18 мая 1911 года тоже стало сенсацией для Орла. Здесь ожидали полет над городом одного из первых русских летчиков — знаменитого Сергея Уточкина. В то время это был один из первых русских авиаторов и летчиков-испытателей. Он также был талантливым фехтовальщиком, пловцом, яхтсменом, боксером, футболистом, вело-, мото- и автогонщиком. Сергей Уточкин увлеченно занимался популяризацией авиации в России. Он совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи. Его полеты наблюдали будущие известные летчики и авиаконструкторы: Владимир Климов и Сергей Ильюшин в Москве, Георгий Бериев, Николай Поликарпов в Орле, Александр Микулин и Игорь Сикорский в Киеве, Сергей Королев в Нежине, Павел Сухой в Гомеле, Петр Нестеров в Тифлисе. А знаменитый русский писатель Александр Куприн так отзывался о нем тогда: «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и по духу фигура».

Мир вокруг нас

Сергей Уточкин на аэроплане.

Газеты писали тогда, что он еще в 1907 году парил над Одессой на воздушном шаре, а позднее демонстрировал мастерство воздухоплавания над песками Сахары. «Люди должны быть свидетелями того, что человек научился покорять воздушный океан» — говорил Уточкин. — «Пусть смотрят на полеты не только в Одессе, но и в других городах». И он мастерски показывал это свое умение. С той же целью авиатор прибыл в 1911 году в Орел.

Посмотреть на полеты знаменитого летчика собралось огромное число горожан. Многие устраивали свои «наблюдательные посты» на Бодискиной горе, колокольнях церквей, крышах домов, на деревьях. Почти все в городе извозчики перевозили тогда пассажиров к летному полю. 18 и 19 мая Уточкин трижды поднимался в воздух на биплане конструкции «Фармана» с уже известного нам ипподрома за Крестительским кладбищем.

К сожалению, сильный ветер помешал полному осуществлению задуманного им. Самым удачным и продолжительным был третий по счету полет «Многие опускались на корточки (особенно дамы), когда самолет пролетал над их головами», — вспоминали очевидцы. Это событие оставило глубокий след на Орловщине, а у некоторых пробудило желание летать. Парение Уточкина в воздухе наблюдал и семинарист Николай Поликарпов. Тогда он окончательно утвердился в мысли стать инженером: «Полёт Уточкина произвел на меня неизгладимое впечатление. Но меня неотступно преследовала мысль, что надо летать выше, увереннее… Я понимал, что это лишь первые шаги авиации и что надо самим учиться строить самолеты». Для Поликарпова самолетостроение, как известно, стало делом всей жизни — он поступил в Петербургский политехнический институт и стал авиаконструктором...»

Мир вокруг нас

Николай Поликарпов

В 1921 году по решению Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Для этой цели тогда выделили шесть самолетов «Илья Муромец» — дореволюционной конструкции Игоря Сикорского. Состояние самолетов было тогда далеко от идеального. Многие из них были изношены и потрепаны на фронтах гражданской войны, перенесли многократные перевозки по железным дорогам, не раз ремонтировались.

Мир вокруг нас

Самолет «Илья Муромец»

И вот 1 мая 1921 года «Илья Муромец» известного тогда летчика Алексея Туманского вылетел с почтой и пассажирами на борту в первый рейс в Орел. И как вспоминал сам лётчик: «Мы делали по два-три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов давно уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без происшествия».

Линию Москва-Харьков обслуживали два отряда «Муромцев». Один отряд выполнял рейсы на участке Харьков — Курск — Орел. А другой — под командованием Алексея Туманского, обслуживал участок Москва — Тула — Орел. На аэродроме в Орле самолеты обоих отрядов обменивались грузами и пассажирами, заправлялись горючим и возвращались обратно. К сожалению, машины к тому времени уже были изношены и не могли выдержать дальних перелетов. Поэтому линию было решено через год закрыть.

Мир вокруг нас

Летчик Алексей Туманский.

В 1922 был заключён договор между Советом народных комиссаров РСФСР и фирмой Junkers Flugzeugwerke (Германия) на концессионное производство самолетов в нашей стране. Одновременно Юнкерс выторговал право на создание в России собственной авиакомпании. Она получила название Junkers Luftverkehr Russland и должна была обслуживать воздушную трассу Швеция — Россия — Персия. И первым шагом тогда стала организация линии Москва — Орёл — Харьков — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Батум – Тифлис.

И вот 31 мая 1923 состоялся первый почтовый рейс. А уже 1 июня по новой авиалинии через Орел началась перевозка пассажиров. Полет из Орла до Москвы или Харькова стоил около 4 фунтов стерлингов. К сожалению, и этому маршруту суждено было проработать лишь четыре не полных месяца.

1926 год. К этому времени в Орле возрастает потребность в собственном здании аэростанции. Для этого решено было построить самостоятельный аэродром для почтово-багажных и гражданских перевозок. До этого самолеты приземлялись на старом ипподроме, что за Крестительским кладбищем (ныне это район улицы Васильевской).

Вскоре в Орле был открыт первый аэропорт. Он появился в пригороде на Наугорском шоссе. С этого времени и до Великой Отечественной войны туда приземлялись и взлетали гражданские и почтово-багажные самолеты, проходили авиационные праздники.

Отмечу, что тут, правда, есть одна небольшая загадка, — пишет орловский краевед Андрей Киреев. — Дело в том, что на имеющихся в Интернете аэрофотоснимках Орла того времени на месте аэропорта на Наугорском шоссе ничего не видно. Возможно, тогда аэропорт не был еще оборудован никакими капитальными строениями и взлетной полосы еще не существовало. Легкие самолеты тогда свободно могли приземляться на ровную земляную поверхность. Потому на снимках мы видим только ровное поле. К тому же, перед войной могли разобрать там все капитальные строения.

16 декабря 1931 года заканчивается строительство Орловского аэродрома. Тогда он был отнесен к разряду ударных строек первой группы «А». Потому строительство его было выполнено в рекордно короткие сроки.

«…Кроме лётного поля со всеми знаками, были построены: аэростанция, радиостанция, масловодогрейка, бензинохранилище, маяк, две прожекторные вышки. Аэродром был связан с городом телефонной линией».
Нет точных сведений о том, где конкретно он находился. Книга: «Орёл из века в век», вышедшая в 2003 году, тоже не называет нам его точное местонахождение. Скорее всего, речь все-таки идет о нынешнем аэропорте «Южный».
Получается, Наугорский аэродром для почтово-багажной, сельскохозяйственной и гражданской авиации появился в 1926 году. А вот военный аэродром на месте нынешнего «Южного» — в 1931 году.

Стоит напомнить, что в конце 30-х годов прошлого века в Орле был создан  и планерный клуб.

В период военных действий и во время оккупации все авиахозяйство Орла было полностью разрушено, — пишет Андрей Киреев. — Какой-либо подробной информации по этому поводу немного. Помогают что-то нам узнать те самые аэрофотоснимки, сделанные в военные годы.

За годы войны город Орел был почти полностью разрушен. И после войны он вошел в число пятнадцати старинных городов, наиболее пострадавших в военное время. Конечно, захватчики стремились целенаправленно разрушить в первую очередь транспортную инфраструктуру.

А с наступлением мирного времени сразу же началось восстановление этой инфраструктуры. И потому стоит рассказать о двух авиационных объектах города.

Думаю, многие жители Орла откроют для себя кое-что новое, — пишет краевед Андрей Киреев, — новое и весьма впечатляющее. Скажи мне кто-нибудь лет 5 назад, что недалеко от моего дома базировался истребительный полк, что там совершали взлет и посадку настоящие истребители, с сопровождаемым этому звуком реактивных двигателей, что они пролетали тогда над городом, я бы поверил с трудом. Думаю, что жители 909-го квартала и улицы Планерной, посмотрев в окно своих новых девятиэтажек на пустующий много лет аэродром, тоже поверили бы в это с трудом. Но так было.

472 истребительный авиационный полк был создан для защиты южных территорий Москвы, а местом его базирования был выбран город Орел. В конце 1949 года полк начал формироваться на территории старого военного аэродрома, который всерьез пострадал во время войны. В июле 1950 года полк был уже объявлен полностью сформированным. И приступил к боевому дежурству. За годы базирования авиаполка в Орле в нем эксплуатировались истребители Яки и Миги.

А тем временем из Орла начинают летать самолеты в города и поселки Орловской области. В телефонном справочнике за 1963 год есть сведения о маршрутах полетов из областного центра. Самолеты летали тогда в Знаменское, Болхов, Корсаково, Покровское, Ливны, Змиевку, Колпны, Долгое, Сосково, Дмитровск, Шаблыкино и Сомово. Существовали тогда рейсы в Москву и Курск.

30 июня 1966 года было открыто сообщение по маршруту Орел — Сочи. Тогда же появился рейс: Орел – Воронеж – Краснодар – Адлер. Орловский аэропорт гражданского воздушного флота располагался в то время все так же на выезде из города, на Наугорском шоссе.

К 1968 годуобщая протяженность воздушных путей Орловщины достигла 2,5 тысяч километров. К тому времени действовали 18 пассажирских маршрутов, а в отдельные периоды их число превышало два десятка. В 1972 году самолетами орловского авиапредприятия было перевезено 208 тысяч пассажиров.

В справочнике «Пассажирский транспорт Москвы» за 1973 год была опубликована такая информация о воздушных рейсах из столицы:
Орёл. Рейс Ф-85(утром). В пути 1 час 15 мин. Цена билета -10 рублей.

В 1979 году истребительный авиаполк покинул Орел. Из-за близости военного аэродрома к городу. И из-за расположения взлетно-посадочной полосы таким образом, что самолеты вынуждены были пролетать буквально над центром города.

Старую технику решено было оставить в Орле. По рассказам очевидцев, многие истребители лежали тогда на задворках аэропорта вплоть до середины 90-х годов. Сейчас, конечно же, там уже ничего нет.

Теперь каждый день, проезжая на трамвае или автомобиле по Комсомольской улице, жители южных окраин Орла видят устремленный в небо, застывший на своем постаменте красавец истребитель МИГ-17. Не макет, а самый настоящий бывший истребитель того истребительного авиаполка. Он появился здесь 4 августа 1973 года. Этот памятник был создан в честь воинов, сражавшихся в орловском небе в годы войны. И, конечно же, этот самолет – это частичка памяти, об истребительном авиаполке, который 30 лет базировался в городе Орле.

Мир вокруг нас

Памятник летчикам в Орле.

Ещё до войны, территория аэродрома на южной окраине Орла была намного больше территории нынешнего аэропорта «Южный». А с 1963 года здесь начинают застраиваться большие жилые кварталы вдоль Комсомольской улицы. И потому часть территории аэродрома передают под жилой сектор. Но главный въезд на него так и остался на Комсомольской улице у памятника, который называют «Самолёт».

В 1979 году, после вывода полка из Орла обширную территорию аэродрома поделили между собой: гражданский аэропорт, переехавший сюда с Наугорского шоссе, и воинская часть, переехавшая из центра города.

Затем на новой территории реконструировались и перестраивались помещения, строились новые. В то время этот аэропорт обслуживал Орловский авиаотряд. Какие планы были у руководителей этого авиапредприятия! Намечали построить большое здание аэровокзала. Имеющаяся взлетно-посадочная полоса, оставшаяся от военного аэродрома, позволяла принимать большие самолеёты типа ТУ-124 и ЯК-40. Уже в 1981 году планировали начать грузовые перевозки во многие города страны.

К середине 80-х годов в орловском аэропорту приземлялись новые по тем временам самолёты Л-410. Скорее всего, они прилетали в наш город из других городов или проходили транзитными маршрутами.

С середины до конца 80-х годов деятельность орловского авиапредприятия была, пожалуй, самой плодотворной. Вот какое объявление было опубликовано в газете 10 июля 1988 года: «Аэропорт Орел открывает новую авиалинию: Орел — Липецк — Сочи. Время в полете 3 часа 50 минут. На участке Орел — Липецк будут курсировать самолеты Л-410, а на участке Липецк — Сочи самолеты ЯК-42. Самолеты будут отправляться три раза в неделю. Кроме того, здесь выполняются полеты из Орла в Москву (ежедневно два рейса), Кострому,
Смоленск, Харьков, Рязань, Воронеж, Тулу, Брянск и Калугу.

Тогда еще существовали рейсы на местных воздушных линиях внутри Орловской области. А в орловском аэропорту совершали посадку транзитные самолеты, выполняющие перелеты на дальние расстояния. Один из них был «Прага  — Владивосток». Штат авиапредприятия в эти годы насчитывал около 120 пилотов, — пишет орловский краевед Андрей Киреев.

О некоторых дальнейших событиях, связанных с орловским аэропортом я уже рассказал в начале программы, используя материалы орловской прессы. И все же два впечатляющих эпизода я хочу вспомнить, обратившись к публикации орловского краеведа Андрея Киреева.

«13 сентября 2007 года Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка на заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации заявил, что «Генпрокуратура РФ приостановила выполнение полетов гражданских воздушных судов на 12 аэродромах» В том числе и в Орле.
Вслед за решением Арбитражного суда Орловской области от 02 февраля 2007 года «Орловское авиапредприятие» было признано банкротом. Сотрудники получили уведомление о сокращении.

По новому генплану города, предлагалось перенести аэропорт подальше от города. Территорию орловского аэропорта решено было отдать под застройку.

21 июля 2011 года администрация Орловской области в ходе торгов продала два самолета Як-40 за 27 и 50 тысяч рублей. После того, как самолеты не смогли реализовать ранее на аукционе по оценочной стоимости в 2 и 4 миллиона рублей, их продали по весьма символической цене. «Самолеты по цене хороших велосипедов», писали в те дни орловские газеты. И это были два последних самолета ЯК-40, которые когда-то летали в орловском небе.

Мир вокруг нас

Часть 1


Мир вокруг нас

На днях прочитал очередное сообщение об экспериментах Илона Маска. Он, несмотря ни на что, продолжает заниматься поиском новых путей покорения космического пространства. Множество людей вокруг него заняты разработкой передовых технологий, которые приблизят то самое далекое будущее. Какова энергия духа и вера в свои силы! Это восхищает.

Мир вокруг нас

Илон Маск

Прошлый раз, используя материалы орловских СМИ и сайтов, я напомнил отдельные эпизоды, связанные с историей авиасообщения на Орловщине. И получилось, согласно, устоявшемуся выражению — большое видится на расстоянии. И, как не странно, кое-что в ушедшем прошлом даже немного восхищает. Хотя, ничего сверхъестественного в этом для нас, кажется, не было. Просто шло поступательное движение вперед. И надо было в этом процессе не отставать.

Мир вокруг нас

Сергей Уточкин

Сейчас кое-кто тоже стремится идти в ногу со временем. Примерно, год назад «губернатор Орловской области Андрей Клычков в интервью изданию «Коммерсантъ» рассказал о предстоящей реконструкции орловского аэропорта, — пишет газета. — Перечислил объекты, которые построят на его территории. И даже сообщил, как он будет функционировать. По словам главы региона, планируется реконструкция взлетно-посадочной полосы, а также строительство пассажирского терминала, склада для хранения топлива и площадки для самолетов и вертолетов.

Мир вокруг нас

«Сможем принимать небольшие гражданские самолеты, до 75 пассажиров. Этого хватит, чтобы обеспечить потребности жителей региона для полетов в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и Калининград. Мне кажется, пока будет достаточно шести-восьми рейсов в неделю туда-обратно по востребованным направлениям», — заявил Андрей Клычков».

Учитывая все эти заявления, я решил встретиться с орловским краеведом Андреем Киреевым. Он уже много лет занимается изучением истории транспорта на Орловщине. Собирает материалы в прессе, в старых книгах, в Интернете. Находит старинные фотографии, объявления в газетах. И затем пишет свои очерки о том, как шло развитие в регионе железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Свои материалы он публикует на сайте «Орловский транспорт». А еще он проводит экскурсии для жителей города по тем местам, которые связаны в прошлом с интересными событиями становления и развития транспортной инфраструктуры региона.

Мир вокруг нас

Орловский краевед Андрей Киреев проводит экскурсию для жителей Орла.

Вот, например, как Андрей Киреев вспоминает на сайте о своем первом посещении аэропорта, рядом с которым он когда-то жил:

«Первый поход на территорию аэропорта «Южный» был еще в детстве, в далекие 90-е, — пишет он. – Еще помню, ходили в середине 90-х собирать землянику на его широких просторах. В то время его территория и забором-то не была огорожена везде. Это только в конце десятилетия, в период его реконструкции, территорию по всему периметру обнесли бетонным забором. Ходили туда довольно часто и жители близжайших пятиэтажек по улице Комсомольской. Тогда посторонних там особо не гоняли.

Мир вокруг нас

Что запомнилось особенно. Очень много было там «кукурузников» (так тогда называли в округе самолеты АН-2). Они занимали всю стоянку и находились вдоль рулежной дорожки. Помню, залезали по ним в кабину. Страшно это было тогда. Охрана не дремала и два раза нас ловили. Но после строгих предупреждений, видя наши испуганные безобидные детские лица, отпускали. Запомнились и лампы посадочных огней, которые тогда еще все были целы. Да и вообще вся территория казалась чистой и ухоженной.

Довелось наблюдать и приземление большого пассажирского самолета (ЯК-40, наверное). Когда он приземлился и начал двигаться к месту стоянки, то проезжал как раз мимо нас. Впечатлений, конечно, была масса, а бурное обсуждение этого приключения во дворе велось весь вечер!

Если большие лайнеры заходили на посадку строго со стороны центра города, то самолеты АН-2 подлетали к аэропорту с нескольких сторон. Часто видел и слышал их пролетающими низко прямо над нашим двором на улице Комсомольской. Из окна пятого этажа они казались, будто совсем рядом. Звуки летающих самолетов в течение всего дня были тогда привычными», — пишет Андрей Киреев.

Мир вокруг нас

Затем, став уже взрослым, он побывал на территории аэропорта еще несколько раз. Я чуть позже приведу его воспоминания. Так получается, что Андрей знает о полетах самолетов в Орле практически с детства.

И вот теперь с увлечением занимается изучением истории орловского транспорта с момента его появления в нашем регионе.

Я встретился и побеседовал с орловским краеведом Андреем Киреевым об истории воздухоплавания на Орловщине и о судьбе многострадального аэропорта в Орле, который закрыли более 10 лет назад. Теперь планируют вновь открыть его для полетов. Эту беседу можно послушать ниже.

На сайте «Орловский транспорт» Андрей опубликовал две статьи об орловской авиации в прошлом. Там он вспоминает о том, как посещал аэропорт после его закрытия. Рассказывает о том, в каком состоянии он тогда был.

«В один из походов на аэропорт мы посетили здания ремонтных мастерских и администрации, — пишет Андрей Киреев. — Они с виду были целы, но внутри царил полный беспорядок. Мастерские — это длинное здание с большущим ремонтным цехом в центре и двумя коридорами по бокам с кабинетами. Кабинеты были завалены тем, что когда-то в них было предназначено для работы.

Мир вокруг нас

Ничего оттуда не вывозили, а просто бросили, ну и впоследствии раскидали вокруг. В мастерских находилось огромное количество ремонтного оборудования и запчастей (иногда упакованных в новые коробки), инструкции, техпаспорта на несуществующие уже самолеты, стенды и плакаты для учебных кабинетов, столы и стулья.

Тишина, осенний холод и давящее грустное чувство от всей этой разрухи. Говорим в полголоса. Мой попутчик, работавший когда-то в этом здании, рассказывает, как там было в начале 90-х. Как кипела работа, трудились люди, ремонтировали самолеты. От этих воспоминаний на душе становится еще тяжелее. В пристроенном двухэтажном административном здании была та же разруха. Остатки мебели в кабинетах, бумажная документация «Трансаэро» и другие «офисные» атрибуты. Напоследок нахожу в завалах потрепанные неброские настенные часы бывшего орловского часового завода «Янтарь». И в полумраке осеннего вечера покидаем территорию аэропорта», — пишет в своих воспоминаниях орловский краевед Андрей Киреев.

Мир вокруг нас

Приведу еще одно воспоминание Андрея Киреева, написанное им после посещения закрытого более 10 лет тому назад орловского аэропорта. «В третий раз я решил пройтись по территории аэропорта, вооружившись фотоаппаратом. Зашел туда со стороны Авиационной улицы. Дойдя по заросшей автомобильной дорожке до самого начала взлетной полосы, пошел по ней.

Тишина и безмолвие, лишь резкий ветер завывает в поле. Пустующее, но целое здание диспетчерского пункта, рулежка в сторону стоянки.

Минут за сорок не спеша дошел до другого конца взлетной полосы. За ней находились когда-то склады, оставшиеся от истребительного полка. Теперь видны только асфальтовые дорожки с ровными рядами посадок. Сохранились останки административно-бытового корпуса. А на въезде видно то, что осталось от ворот в виде двух столбов, руин КПП и ржавого прожектора на деревянном столбе. Выходил с территории аэропорта уже в районе 909-квартала», — пишет Андрей Киреев.

Мир вокруг нас

Возможно, руководителям области удастся оживить жизнь орловского аэропорта. Сколько уйдет на это сил и времени, трудно сказать. Хотя, при желании все это можно сделать, были бы еще соответствующие средства. Ведь наши предки строили здесь, прямо в поле, первые аэродромы и летали на юг, на Кавказ, в соседние регионы.

По большому счету, хотелось бы, чтобы новые поколения орловчан смогли тоже в будущем передвигаться по стране и миру с помощью современных видов транспорта. Чтобы развитие региона шло вперед, а не в другом направлении. Реально ли это? Об этом мы размышляем с орловским краеведом Андреем Киреевым.

Мир вокруг нас

Закончить хочу словами орловского краеведа Андрея Киреева, из его статьи, посвященной развитию транспорта в регионе. «Занявшись изучением истории орловской авиации в 2011 году, — пишет он — мне удалось собрать довольно много материала. Очень помогли старые газеты, хранящиеся в библиотеках. Ведь только вспоминая 1895 год, начинаешь понимать, какой долгий путь прошла орловская авиация.

А как часто и много писали раньше в газетах о работе малой авиации. Рассказывали о пилотах, о том, как добросовестно выполняют они свою нелегкую работу. Как в кротчайшее время перевозили по воздуху пассажиров в удаленные уголки области, особенно зимой, когда добраться туда по-другому было просто невозможно. И тогда выручали их верные помощники — самолеты АН-2.

Мир вокруг нас

Андрей Киреев проводит экскурсию в районе 909 квартала города Орла.

Доставляли из глубинки больных в областной центр или наоборот спешно летели с врачом на борту на срочный вызов. Перевозили по воздуху грузы, почту, продукты не только по области, но и в другие регионы. Юркие неприхотливые «Аннушки» могли легко садиться даже на не оборудованной площадке. А сколько было обработано полей с использованием сельхозавиации! Долгие десятилетия самолеты АН-2 оставались основными тружениками орловской авиации. Так же, как и коллектив, в котором были люди, отдавшие своей профессии по 20-30 лет. Работали в местной авиации тогда целые семейные династии. Очень грустно осознавать, что все это ушло в прошлое – пишет орловский краевед Андрей Киреев.

Часть 2



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top