Из глубины веков

Человек прошлого

Внешняя атрибутика, без которой, как оказывается, люди не могли существовать никогда, и прежде, и теперь имеет определенное значение не только для статусных фигур, но и для простого человека. Вот, скажем одежда. Какую роль играла она для наших предков? Как они к ней относились? Была ли она всего лишь средством защиты от воздействия окружающей среды? Или внешний облик все же кому-то позволял выделиться на общем фоне?

Для многих и сегодня то, во что они одеты, является демонстрацией их положения, которое они занимают в обществе. Но, вероятно, и в прошлом, и в настоящем встречается немало людей, кто не придает этому никакого значения. И вот, оглядываясь в прежние времена, рассматривая даже эту внешнюю атрибутику, можно кое-что узнать о наших предках. А по ходу дела и о нас самих тоже. Тут мы мало чем от них отличаемся.

В 2021-м году Орловский краеведческий музей показал своим посетителям выставку под названием «Эскиз к проекту «Орёл времён минувших…» Были представлены работы орловского художника Владимира Овсиенко и историка, реконструктора Дмитрия Коренева. На этой необычной экспозиции демонстрировались живописные работы, на которых перед нами предстали образы людей, живших на нашей земле очень давно. Рядом с ними можно было увидеть образцы повседневной и праздничной одежды эпохи средневековья.

Из глубины веков
Экспонаты выставки.

Орловцы знают, что там, где встречаются две реки — Ока и Орлик — в середине XVI века появилась крепость. Ее назвали Орел. Поселились в ней те, кто охранял южные рубежи формирующегося тогда Московского царства. Как выглядели эти люди, как они жили, во что одевались? Ученых и художников всегда интересовал этот вопрос. И, к сожалению, не так много было у них ясных и четких ответов. Потому что мало сохранилось необходимых материальных свидетельств о том времени.

Из глубины веков
«Допетровская Русь». Владимир Овсиенко.

Если художники могут включить свое творческое воображение или обратиться к работам известных живописцев прошлого. То ученые должны опираться только на конкретные факты, находки и письменные источники. И вот последнее время они стали появляться. Уже несколько лет в центре Орла, где была когда-то крепость, идут археологические раскопки. А находки, сделанные здесь российскими археологами, позволяют все больше узнать о тех давних временах. А также раскрыть образ и облик людей, которые жили в этих местах прежде.

Из глубины веков
Графическая реконструкция российских археологов, сделанная на основе останков, найденных в Орле.

Еще в 2015 году ученые нашли во время раскопок останки людей, вероятно, проживавших здесь раньше. По этим останкам специалисты Института археологии РАН сделали графическую реконструкцию облика наших предков. По ней уже можно было судить, как выглядели эти люди тогда. На основе этой реконструкции орловский художник Владимир Овсиенко выполнил скульптурный портрет орловского жителя времен средневековья. Это, по всей видимости, молодой мужчина, погибший тогда от ран.

Из глубины веков
Скульптурный портрет, сделанный на основе графической реконструкции. Владимир Овсиенко.

Такая необычная работа художника вызвала большой интерес у посетителей выставки. И это понятно. Ведь впервые представилась возможность увидеть облик человека, жившего в этих местах много столетий тому назад. Не удивительно, что орловские СМИ, рассказывая об этой выставке, писали, что на ней можно увидеть, как выглядел человек далекого прошлого.    

А еще на этой выставке орловский историк Дмитрий Коренев представил реконструкцию одежды орловских жителей того давнего времени. Он рассказал, что ткань, крой и отделка представленных костюмов соответствует историческим образцам. И заметил, что последние находки элементов одежды и обуви, сделанные специалистами Института археологии РАН в Орле во время раскопок, еще больше обогатили его знания об этом далеком прошлом. Мне стало любопытно, чем обусловлен такой его интерес к средневековью. Я встретился с Дмитрием Креневым и попросил немного рассказать о том, как готовилась экспозиция этой необычной выставки. Она была задумана к 450-летию Орла. А состоялась лишь через 5 лет. Все это время шла кропотливая работа по сбору материала.

Из глубины веков
Так выглядела одежда людей, живших в прежние времена. Реконструкция Дмитрия Коренева.

Изучая средневековье, много времени Дмитрий Коренев провел в архивах, в библиотеках, в музеях. Изучал историю костюма, старинные российские летописи и редкие книги, в которых наши соотечественники и иностранцы описывали внешний облик и одежду местных жителей прошлого. Серьезно интересовался он и технической стороной дела. Как эта одежда сшивалась? С помощью каких игл и какими нитками. Каков был сам шов? Дело в том, что древняя ткань в слоях почвы практически не сохраняется, она разлагается. Отдельные фрагменты сохраняются, только если она сшита и закручена в комочки. Тогда в смятой ткани почти целыми остаются и швы.

Изучая образцы сохранившейся одежды прошлого, Дмитрий Коренев пришел к выводу, что наши предки «ничем нам не уступали, человек и тогда был человеком. Мы от них недалеко ушли. Видишь, что некоторые технологические приемы не исчезли, а транслируются веками. Они выполнялись раньше вручную, а теперь — на машинке.

Из глубины веков
Историк и реконструктор старинной одежды Дмитрий Коренев.

Получается, что история будто сжимается. И ощущаешь, что они жили рядом. А процесс эволюции торжества разума отражается в технике, но не в бытовых вещах. Видишь, что они поступали также. Они думали также. И многие ответы там — в древности: что можно делать, как нужно делать. И чего не нужно делать. И к чему это приведет.

Продолжая размышлять об этом, можно через обыкновенные швы на портах прийти к пониманию того, что ничего нового в мире нет. Если мы одеты в джинсы и куртки, это не значит, что мы абсолютно другие. Раздень нас, раздень их и поставь на одну линию — отличаться мы будем только объемом знания. Его у нас будет больше. А ощущение от жизни будет такое же: грустное или счастливое. И в зависимости от того, есть у нас кафтан с маленькими складочками и с натуральным швом или нет у нас его. Всего лишь маленькие житейские штучки. А кому-то они были приятны тогда и сейчас», — считает историк, реконструктор средневекового костюма Дмитрий Коренев.

Из глубины веков
Старинные головные уборы.

В своих публикациях о его привязанности к средневековому костюму Дмитрий Коренев рассказывает о том, как менялось отношение у наших предков к одежде в разные времена. «В эпоху поздней Античности и раннего Средневековья центром европейского мира была Византия. И с Византии тогда копировали все: и наш славянский мир, и мир франкский.

Если брать период, последовавший потом, монгольское вторжение, то на Руси появилось влияние тюркского костюма. Все термины, которые мы привыкли считать русскими: кафтан, сарафан, колпак, башмак, сапог — это не славянизмы, а персидские, турецкие слова, которые пришли к нам из Степи. Влияние было мощным и сильным, но оно не подавило русскую основу. Культуре вообще свойственен процесс перенятия чужеродных элементов и превращение их в свои. А если мы говорим о том времени, которое я изучаю — XVI век, то было влияние Турции, Оттоманской Порты.

Из глубины веков
Дмитрий Коренев в старинной одежде.

И перенятие элементов одежды у оттоманов было не из раболепства, а для того, чтобы обозначить себя как «своего». Возможно, и чтобы обозначить себя как конкурента в визуальной антропологии. «Вы думаете, что вы такие одни? А оказывается, и мы такие».

Если говорить о том, как же преломлялись процессы централизации государства в костюме, то тут следует вспомнить высказывание одного из известных французских философов Мишеля Фуко. Он отмечал: «Государству нужно послушное тело. Как только тело становится послушным, послушным становится и дух.» Под «телом» здесь понимается не только внешний вид, — продолжает Дмитрий Коренев, — но и поведение. Отсюда формирование необходимых государству институтов: централизованное образование, централизованное исполнение наказаний, регулярные вооруженные силы, которые одеты в единую форму. Соответственно, одежда перестает быть индивидуальной. Насколько были актуальны эти процессы для Московского царства. Вывод таков – актуальны. Русские цари того времени пытались одеть свой двор сообразно идеологемам, которые были на тот момент главенствующими.

Из глубины веков
Образцы одежды средневековья. Реконструкция историка Дмитрия Коренева.

А это: «Москва – Третий Рим», «Москва – центр православия, последняя православная держава». Поэтому костюм знатных людей, приближенных ко двору, подчинялся тоже этим идеям. Сильнейшее влияние православия выражалось в презрении к телесному, то есть в отказе от одежды, которая так или иначе подчеркивала формы тела.

Все большим становится подражание византийскому костюму, как выражение преемственности. А изменения внешнеполитической ситуации четко отражаются на костюме знати к XVII веку. В это время проявляется влияние польской моды. И к концу XVII века наша знать все более и более желает выглядеть по-европейски. Конечной точкой и вершиной этой тенденции стали реформы Петра I. Обывательское мнение о том, что Петр ни с того ни с сего обрезал своим придворным бороды, рукава и полы одежды, неверно. Это часть длительной эволюции костюма. А представление о том, что до Петра одежда была мешком с рукавами, в котором было неудобно даже ходить, — тоже ерунда.

Были разные виды одежды, приспособленные под разные условия. Просто ритм жизни и отношение к ней было другое. Человеку не надо было, например, опрометью бежать в лес за дровами. Он спокойно садился на лошадь и спокойно отправлялся по своим делам. Работать в этой одежде тоже было очень удобно. Проверено на себе. Часто приходилось в старинной одежде разбивать лагерь, разводить огонь, колоть дрова». — делится своими впечатлениями в публикациях историк и реконструктор одежды времен средневековья Дмитрий Коренев.

Поэтому я его спросил: получается, что со временем мало что сохранилось в одежде наших предков от тех далеких времен. «Да, мы заимствовали многое у других народов и сохраняли при этом свою идентичность», — считает реконструктор одежды эпохи средневековья Дмитрий Коренев.

Из глубины веков
Костюмы реконструктора Дмитрия Коренева, представленные в Орловском краеведческом музее.

В одном из интервью орловский историк, реконструктор старинной одежды Дмитрий Коренев так ответил на вопрос: почему он изучает костюм XVI-XVII века.

— Мне всегда были интересны времена сложные, которые находились на стыке эпох. Кроме того, при изучении истории Орла мне попался интересный документ. Это была челобитная послов. В ней они просили увеличить им жалованье, потому как несмотря на то, что им пришлось претерпеть муки в крымском плену, они все равно не выдали места, где находилась казна, которую они везли. В челобитной описываются все тяготы этих людей. В ней сосредоточена вся квинтэссенция того, насколько трудной была жизнь на границе с Диким полем, что приходилось переживать нашим предкам здесь. А, между тем, жизни обычных людей в нашем регионе в ту эпоху традиционно уделялось немного внимания. Выходило, что мы оказались Иванами, родства не помнящими.

Из глубины веков
Дмитрий Коренев.

Сейчас в коллекции Дмитрия Коренева насчитывается несколько десятков мужских и женских костюмов, которые были в ходу у наших предков, живших на этих землях в XVI веке. Изготовление каждого образца — это довольно продолжительный и сложный процесс. Очень важен здесь правильный подбор ткани. Она должна быть прочной и иметь подходящий цвет. Не последнюю роль играют, казалось бы, такие мелочи, как нитки, и отдельные элементы создаваемой одежды. Все должно соответствовать историческим реалиям.

К костюму подбирается головной убор и обувь того периода. Все это не должно быть какой-то бутафорией. Дмитрий Коренев все время подчеркивает, что вся представленная им одежда абсолютно функциональна. Он сам много раз одевал ее и демонстрировал на самых различных мероприятиях.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top