Хранители старины

Шла гармошка…

Истории вещей и некоторых предметов, которыми пользуются люди, могут стать столь же необычными и интересными, как и истории самих людей, в руки которых эти предметы попадают. Случается даже так, что жизнь некоторых вещей продлевается надолго. Она от этого становится еще более занимательной.

Происходит это благодаря тому, что некоторые из этих предметов  оказываются в музеях. О них пишут книги. Снимают фильмы. И это в каком-то смысле становится чудом. Столько поколений ушло в небытие, а некоторые предметы прошлого, которыми когда-то пользовались, еще продолжают хранить память о былых временах.

Хранители старины

Вот уже более трех лет на Орловщине существует школьный музей русской гармоники. Разместился он в сельской детской школе искусств неподалеку от областного центра. Школа эта носит имя русского композитора Милия Балакирева, который никак в прошлом не связан ни с этими местами, ни с историей гармоники в России. Милий Алексеевич был русским композитором, пианистом, дирижером, педагогом. А еще он возглавил сообщество музыкантов, которое называлось «Могучая кучка».

Хранители старины

Милий Балакирев

А появление музея гармоники в сельской школе искусств связано тоже с личностью его создателя. У нас ведь, нередко, так бывает, что какое-то интересное и необычное явление существует благодаря энтузиазму и энергии яркой и неординарной личности. Она – эта личность — и становится своеобразной движущей силой во всем этом процессе. Хорошо, если возникает все это на благодатной почве и есть со стороны какая-то поддержка. В данном случае, именно так все и вышло.

Хранители старины

Создатель музея русской гармоники под Орлом Геннадий Калмыков.

Основу школьного музея составляет личная коллекция орловского музыканта, заслуженного артиста России Геннадия Калмыкова. Он собирал свою коллекцию всю жизнь. Музыкальные инструменты и связанные с ними предметы появлялись в его руках самыми разными путями. Какие-то из них приобретались, некоторые были подарками. Другие, закончив свою концертную деятельность, заняли свое место в музейном пространстве.

Надо сказать, что подобного музея, расположенного в обычной сельской школе искусств, нет больше ни на Орловщине, ни в соседних областях России. Он единственный такой.

Хранители старины

Геннадий Калмыков — очень известный музыкант. Он, можно сказать,  стал первым профессиональным гармонистом в России. Вывел обычную русскую гармошку на академическую сцену, поставил ее в один ряд с другими, известными нам, музыкальными инструментами. А способствовала этому во многом его яркая артистическая личность.

Хранители старины

В его школьном музее можно теперь познакомиться с историей появления и развития музыкального инструмента, который относится к классу гармоника. Разновидностью русской гармоники являются также баян и аккордеон. Всего в экспозиции музея представлено сорок пять подобных инструментов.

Геннадий Калмыков уверяет, что его музей по своей значимости можно считать третьим по счету в данном виде инструментов, после музея Русской гармоники Альфреда Мирека в Москве и музея «Гармоники деда Филимона» в Туле. Кроме музыкальных инструментов, в экспозиции музея представлены виниловые пластинки, афиши, нотные сборники, значки и даже работающий патефон.

С Геннадием Калмыковым я познакомился около трех лет тому назад. А его рассказ о музее гармоники я записал летом 2021 года. С тех пор многое изменилось в нашей жизни. Но неизменным остался сам музей русской гармоники в сельской школе под Орлом и, конечно же, личность его создателя.

Хранители старины

Наш разговор с Геннадием получился тогда не коротким. Поэтому я решил разделить его на две части. В первой — пойдет речь в основном о баянах, а в следующий раз мы поговорим уже о русской гармонике.

Свой рассказ Геннадий тогда начал с истории о том, как у нас в России появился такой необычный способ звукоизвлечения, который лежит теперь в основе игры на всех этих инструментах. Послушать его рассказ о музее и об инструментах, а также истории, связанные с ними можно, можно, нажав на кнопку «пуск» на проигрывателе. Уверяю вас, не пожалеете.

Часть 1


Немало своих подкастов я посвятил тому, как у нас на протяжении нескольких десятилетий предпринимались попытки спасти угасающие на глазах отголоски прошлой национальной культуры. Время от времени создавались отдельные проекты. Затем еще теплилась надежда на какое-то возрождение. Но потом все опять угасало и уходило в небытие. Несмотря на усилия отдельных энтузиастов, так и не удалось вернуть из этого небытия знаменитое мценское кружево, загадочный орловский спис, неприхотливую чернышенскую игрушку, знаменитую на весь мир ливенскую гармошку и многое другое. Потому что и тогда, и сейчас делается это чаще всего в угоду текущему времени, для обычной показухи и, конечно же, для отчетности. Поэтому среди подрастающего поколения теперь совсем пропал интерес к утраченному нами нашему прошлому.

Хранители старины

Геннадий Калмыков родился он в Орловской области. Самостоятельно освоил игру на самых различных видах гармоник, которых в нашей стране множество. Назову лишь несколько из них: хромка, ливенка, саратовка, казанка, вятка. Он также играет на духовых и ударных русских народных инструментах.

Хранители старины

Много лет Геннадий Калмыков был солистом знаменитого оркестра русских народных инструментов имени Осипова. Побывал на гастролях в различных странах мира, объездил с концертами полстраны. И везде его яркую самобытную игру на гармошке принимали с большим восторгом.

Хранители старины

В ноябре 2020 года на базе сельской школы искусств Орловского района Геннадий Калмыков создал музей русской гармоники. Я уверен, что успешная деятельность этого музея во многом определяется неутомимой энергией музыканта.

Хранители старины

Евгений Дербенко и Геннадий Калмыков.

Он постоянно стремится продвигать в жизнь свои новые идеи, всеми способами ищет дорогу к различной аудитории. Даже умудряется демонстрировать свою коллекцию в других городах и регионах. Музейщики со мной согласятся, что это очень не простое занятие.

Рассказ Геннадия Калмыкова о его музее русской гармоники я записал летом 2021 года. В первой части мы с ним в основном говорили о баянах, которые представлены в экспозиции музея. Теперь речь пойдет о различных гармошках, которые хранятся в его коллекции. У каждого инструмента есть своя необычная история.

Хранители старины

В 1988 году орловский композитор Евгений Дербенко предложил Геннадию Калмыкову сыграть написанный им «Концерт для гармони-хромки с оркестром русских народных инструментов». Это было первое профессиональное произведение крупной трехчастной формы, написанное для гармоники с оркестром. Тогда этот концерт музыкант учил сначала на баяне, а затем «перекладывал его на гармонь».

Хранители старины

С этого момента Геннадий Калмыков стал первым исполнителем большинства оригинальных произведений крупной формы, написанных специально для гармони орловским композитором Евгением Дербенко.   Более пятнадцати лет, как солист-гармонист, он сотрудничал с Национальным Академическим Оркестром Народных Инструментов России имени Осипова. Побывал с концертами во многих регионах страны и за рубежом. И везде игра Геннадия Калмыкова на русской гармонике неизменно вызывала настоящее восхищение.

Многие музыканты считают Геннадия Калмыкова настоящим виртуозом- исполнителем на гармони. Действительно, это так, он в совершенстве владеет игрой на этом инструменте. По сути, это он вывел на профессиональную сцену простую русскую гармошку. В его репертуаре всегда звучала самая разнообразная музыка: классика и обработки народных песен, современные мелодии и оригинальные аранжировки популярных произведений, которые написал сам музыкант.

Хранители старины

И главное, это то, что Геннадий Калмыков – настоящий артист. На сцене он чувствует себя свободно, легко, гармонично. Он как будто обитает в своей привычной стихии, легко общается со зрителями, активно вовлекает их в сценический процесс.

Хранители старины

Часть 2


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top