Хранители старины

Легендарная история орловского театра

Мелодраматическая история по пьесе «Сорока воровка» в 19 веке довольно часто разыгрывалась и на российских подмостках. Она имела заметный успех у провинциальной публики. А начинающий тогда свою актерскую карьеру Михаил Щепкин увидел ее однажды в Орле. На сцене крепостного театра графа Каменского. И его потрясла тогда даже не сама пьеса, а актриса, игравшая главную роль. Познакомившись с ней ближе, он узнал и о ее трагической судьбе.

Хранители старины
Так когда-то выглядели театры в Орле.

Впоследствии Михаил Щепкин рассказал эту историю писателю Александру Герцену. А тот положил ее в основу своей повести «Сорока воровка», которая была опубликована в 1848 году в журнале «Современник». Герцен посвятил эту повесть известному русскому актеру Михаилу Щепкину.

Хранители старины
Русский актер Михаил Щепкин.

Повесть начинается с рассуждений трех мужчин о театре, о роли женщины в семье и обществе и о том, «что у нас хотя и редки хорошие актеры, но бывают, а хороших актрис почти вовсе нет; не без причины же это». В разгар спора к разговору подключается известный артист. Его просят высказать свое мнение по обсуждаемой теме. И он со всей уверенностью заявляет, что как раз знал такую великую русскую актрису. Было это лет двадцать тому назад. И он тогда просто рыдал на представлении «Сороки-воровки». Все это случилось не в Москве и не Петербурге, а в маленьком губернском городке. Автор город этот не называет. Однако понятно, что речь шла об Орле и об Орловском крепостном театре графа Каменского. Именно в этот театр тогда был приглашен знаменитый артист.

Хранители старины
Повесть Александра Герцена.

Известный орловский журналист Леонид Афонин посвятил истории зарождения публичного орловского театра свою книгу. Она называется «Повесть об Орловском театре».

Хранители старины
Леонид Афонин.

В этой книге Леонид Афонин так пишет о том, как появился публичный театр в Орле: «Самым знаменитым на всю Россию стал (тогда) крепостной театр графа Сергея Каменского в Орле».

Хранители старины
Книга Леонида Афонина.

В губернском городе Сергей Каменский построил на Соборной площади двухэтажное деревянное здание для своего театра. Оно было рассчитано на 500 зрителей. Актеров, музыкантов и танцоров граф собрал из подневольных крепостных крестьян. Для этого в Сабуровской крепости, возведенной  еще его отцом, он создал театральную школу. В ней дворовых, «оказавших способности», обучали драматическому искусству, танцам и пению. А уже 26 сентября 1815 года состоялось первое представление в «крепостном театре Каменского». С этого момента, можно сказать, начинается история орловского профессионального театра, предназначенного для широкой публики.

Хранители старины
Сергей Каменский.

Театр  Каменского просуществовал в Орле целых двадцать лет. По всем признакам это было грандиозное явление для того времени. Граф содержал оперную, балетную и драматическую труппу, оркестр, два хора (по 40 человек), театральную школу, имел своих живописцев, декораторов, костюмеров и парикмахеров. Вместе с крепостными в театре играли вольные актеры. Приглашал Каменский к себе и талантливых художников из Германии, Австрии и Италии. «Три раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресеньям вечером, в половине седьмого начинались спектакли. Каменский обязательно присутствовал на каждом представлении».

Хранители старины
Каменное здание театра рядом с городским парком. Оно появилось в Орле после упадка театра Каменского.

И сегодня также ежедневно в 18.30 поднимается занавес в Орловском драматическом театре. Только теперь он называется: Орловский государственный академический театр имени Ивана Сергеевича Тургенева.

Хранители старины
Орловский драматический театр.

В ноябре 1993 года в Орловском драматическом театре появилась еще одна сценическая площадка. Это «крепостная сцена», так ее называют. Она была вписана в пространство Музея истории орловского тетра, который существует прямо в фойе здания. Таким образом, воссоздан облик сцены и зрительного зала крепостного театра Каменского.

Хранители старины
«Крепостная сцена» в музее театра.

В этом музейном зрительном зале 40 кресел. 39 из них предназначены для самих зрителей, а одно — для графа Каменского. Который незримо, как и раньше, будто бы присутствует на каждом спектакле. Рядом со сценой гримерная, в ней когда-то готовилась к спектаклям великая русская актриса. На сцене висит такой же занавес, какой когда-то был в театре Каменского.

Хранители старины
Музей театра со зрительным залом.

Таким образом, среди редких экспонатов музея удалось воссоздать атмосферу старого русского крепостного театра. А сами экспонаты – это костюмы, афиши, фотографии, сценические эскизы, документы из прошлой и нынешней творческой жизни орловского театра.

Хранители старины
Экспозиция театрального музея.

На крепостной сцене музея тоже идут спектакли. В основном, это постановки по произведениям орловских писателей. Здесь же проходят встречи с лауреатами «Тургеневской премии» и встречи зрителей с актерами и режиссерами театра. А выпускники театральных вузов показывают на этой сценической площадке свои дипломные спектакли.

Хранители старины
Экспонаты театрального музея.

Известный орловский писатель Николай Лесков в своих произведениях поминает крепостной театр графа Каменского. И он немного по-другому представляет читателям его размах. Несколько другим выглядит у него образ самого графа. Живо описывает он атмосферу, которая царила внутри театра. С восхищением рассказывает и о талантливых артистах.

Хранители старины
Писатель Николай Лесков.

Есть у Лескова рассказ «Тупейный художник», который был написан им в 1883 году. Историю, описную в нем, он узнал от нянюшки своего младшего брата Любови Онисимовны, которая когда-то в молодости была актрисой орловского крепостного театра. Она была влюблена в гримера Аркадия. Он предложил ей бежать с ней и тайно обвенчаться. История эта тоже, как и у Герцена в «Сороке воровке», закачивается трагично.

Хранители старины
Рассказ Николая Лескова «Тупейный художник».
Хранители старины
Памятник персонажам рассказа «Тупейный художник» в Орле.

Узнать больше об истории орловского театра можно, посетив его музей. Для этого необходимо заранее договориться с заведующим музейного отдела Орловского драматического театра Алексеем Костяковым.

Хранители старины
Алексей Костяков.
Хранители старины
В фойе Орловского драматического театра.

Часть 3

«Крепостная сцена»

В книге Повесть об Орловском театре» Леонид Афонин сообщает, что театральное искусство в наших краях берет свое начало в древнем самобытном народном творчестве. Оно тесно связано с языческими обрядами. «Сложным театральным «многоактным» представлением, — пишет он, — была русская народная свадьба, которую в Орловском крае… «играли» по заранее определенному, традиционному сценарию». А вот первое упоминание о профессиональных актерах-скоморохах относится уже к 1086 году. «В народе скоморохов называли «глумцами», «веселыми людьми», «потешниками»… Их представления любили и высоко ценили в здешних местах. Говорили: «Всяк спляшет, да не как скоморох». К тому же, «мастера «игрищного дела», скоморохи, действительно умели многое. Они были и певцами, и музыкантами, и акробатами, и лицедеями.

Хранители старины
Первые скоморохи на Руси.

К 17 веку искусство скоморохов становится уже по-настоящему заметным и довольно популярным в народе. Не случайно, церковь и боярство объявляют борьбу с ним. «В 1649 году указ царя Алексея Михайловича предписывал всем воеводам уничтожать скоморошьи инструменты. Вот как предписывалось действовать: «Где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари… и всякие гудебные  бесовские сосуды, то все велеть выимать, и, изломав, те бесовские игры велеть жечь».

Хранители старины
Скоморохи на Руси.

Театр, как самобытное народное творчество, на орловской земле в той или иной форме продолжал существовать вплоть до начала 20 века. А свои навыки и содержание игрищ крестьяне орловских деревень передавали из уст в уста от одного поколения к другому. О таких игрищах и представлениях, которые тогда устраивались на святках, писал даже Иван Сергеевич Тургенев. Например, в 1853 году он сообщал об этом в письмах Сергею Аксакову. А Сергей Тимофеевич Аксаков, кстати, стал одним из первых театральных критиков в России.

Хранители старины
Сергей Аксаков

Особую роль в развитии народного театра на Орловщине сыграли кукольные комедии о Петрушке. Так, в первой половине 19 века в деревне Лимово, Малоархангельского уезда не только изготавливали куклы для кукольного театра, но и ставили ярмарочные комедии в «народном духе». Об этом сообщало в 1855 году «Военно-статистическое обозрение Орловской губернии». В нем говорилось, что «кукольники не только посещали все соседние ярмарки, но ездили в Харьков, Тамбов, Пензу, и даже в Одессу и Астрахань».

Хранители старины
Кукольное представление с Петрушкой.

В начале 19 века во многих «дворянских гнездах Орловской губернии повсеместно возникают крепостные театры. К тому же, довольно «часто орловские помещики со своими труппами приезжали и в губернский город. Обычно это бывало во время дворянских выборов. И тогда спектакли, балы, увеселения шли бесконечной чередой».

Хранители старины
Крепостной театр в России.

Хорошо был известен крепостной театр в селе Спасское-Лутовиново Мценского уезда. Варвара Петровна, мать писателя Тургенева, с увлечением занималась театральным искусством. «Была в Лутовиново и театральная школа, где специальные учителя готовили для крепостной сцены наиболее одаренных и миловидных детей спасских крестьян, обучая их музыке, пению и актерскому мастерству». Спасские крепостные актрисы, вывезенные на Урал, частично составили потом костяк труппы екатеринбургского театра. Об этом рассказал в своей повести «Доброе старое время» Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Хранители старины
Повесть «Доброе старое время».

В 90-е годы 19 века в газете «Орловский вестник» начинал свой долгий творческий путь писатель Иван Бунин. В частности, он редактировал и готовил статьи для театрального отдела этого издания. Орловский театр тогда находился, можно сказать, в упадке.

Хранители старины
Иван Бунин

Орловская писательница Елена Яворская уже много лет занимается изучением истории орловского театра. Она подготовила к изданию свою новую книгу, которая, как раз посвящена этой теме.

Хранители старины
Елена Яворская

Елена Яворская стала участницей программы, посвященной истории орловского театра. Я попросил ее подробнее рассказать о нескольких периодах становления театрального дела на нашей орловской земле.

Хранители старины
Новая книга Елены Яворской.

Часть 4

Страницы истории орловской сцены

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top