Легендарная история орловского театра
Мелодраматическая история по пьесе «Сорока воровка» в 19 веке довольно часто разыгрывалась и на российских подмостках. Она имела заметный успех у провинциальной публики. А начинающий тогда свою актерскую карьеру Михаил Щепкин увидел ее однажды в Орле. На сцене крепостного театра графа Каменского. И его потрясла тогда даже не сама пьеса, а актриса, игравшая главную роль. Познакомившись с ней ближе, он узнал и о ее трагической судьбе.
Впоследствии Михаил Щепкин рассказал эту историю писателю Александру Герцену. А тот положил ее в основу своей повести «Сорока воровка», которая была опубликована в 1848 году в журнале «Современник». Герцен посвятил эту повесть известному русскому актеру Михаилу Щепкину.
Повесть начинается с рассуждений трех мужчин о театре, о роли женщины в семье и обществе и о том, «что у нас хотя и редки хорошие актеры, но бывают, а хороших актрис почти вовсе нет; не без причины же это». В разгар спора к разговору подключается известный артист. Его просят высказать свое мнение по обсуждаемой теме. И он со всей уверенностью заявляет, что как раз знал такую великую русскую актрису. Было это лет двадцать тому назад. И он тогда просто рыдал на представлении «Сороки-воровки». Все это случилось не в Москве и не Петербурге, а в маленьком губернском городке. Автор город этот не называет. Однако понятно, что речь шла об Орле и об Орловском крепостном театре графа Каменского. Именно в этот театр тогда был приглашен знаменитый артист.
Известный орловский журналист Леонид Афонин посвятил истории зарождения публичного орловского театра свою книгу. Она называется «Повесть об Орловском театре».
В этой книге Леонид Афонин так пишет о том, как появился публичный театр в Орле: «Самым знаменитым на всю Россию стал (тогда) крепостной театр графа Сергея Каменского в Орле».
В губернском городе Сергей Каменский построил на Соборной площади двухэтажное деревянное здание для своего театра. Оно было рассчитано на 500 зрителей. Актеров, музыкантов и танцоров граф собрал из подневольных крепостных крестьян. Для этого в Сабуровской крепости, возведенной еще его отцом, он создал театральную школу. В ней дворовых, «оказавших способности», обучали драматическому искусству, танцам и пению. А уже 26 сентября 1815 года состоялось первое представление в «крепостном театре Каменского». С этого момента, можно сказать, начинается история орловского профессионального театра, предназначенного для широкой публики.
Театр Каменского просуществовал в Орле целых двадцать лет. По всем признакам это было грандиозное явление для того времени. Граф содержал оперную, балетную и драматическую труппу, оркестр, два хора (по 40 человек), театральную школу, имел своих живописцев, декораторов, костюмеров и парикмахеров. Вместе с крепостными в театре играли вольные актеры. Приглашал Каменский к себе и талантливых художников из Германии, Австрии и Италии. «Три раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресеньям вечером, в половине седьмого начинались спектакли. Каменский обязательно присутствовал на каждом представлении».
И сегодня также ежедневно в 18.30 поднимается занавес в Орловском драматическом театре. Только теперь он называется: Орловский государственный академический театр имени Ивана Сергеевича Тургенева.
В ноябре 1993 года в Орловском драматическом театре появилась еще одна сценическая площадка. Это «крепостная сцена», так ее называют. Она была вписана в пространство Музея истории орловского тетра, который существует прямо в фойе здания. Таким образом, воссоздан облик сцены и зрительного зала крепостного театра Каменского.
В этом музейном зрительном зале 40 кресел. 39 из них предназначены для самих зрителей, а одно — для графа Каменского. Который незримо, как и раньше, будто бы присутствует на каждом спектакле. Рядом со сценой гримерная, в ней когда-то готовилась к спектаклям великая русская актриса. На сцене висит такой же занавес, какой когда-то был в театре Каменского.
Таким образом, среди редких экспонатов музея удалось воссоздать атмосферу старого русского крепостного театра. А сами экспонаты – это костюмы, афиши, фотографии, сценические эскизы, документы из прошлой и нынешней творческой жизни орловского театра.
На крепостной сцене музея тоже идут спектакли. В основном, это постановки по произведениям орловских писателей. Здесь же проходят встречи с лауреатами «Тургеневской премии» и встречи зрителей с актерами и режиссерами театра. А выпускники театральных вузов показывают на этой сценической площадке свои дипломные спектакли.
Известный орловский писатель Николай Лесков в своих произведениях поминает крепостной театр графа Каменского. И он немного по-другому представляет читателям его размах. Несколько другим выглядит у него образ самого графа. Живо описывает он атмосферу, которая царила внутри театра. С восхищением рассказывает и о талантливых артистах.
Есть у Лескова рассказ «Тупейный художник», который был написан им в 1883 году. Историю, описную в нем, он узнал от нянюшки своего младшего брата Любови Онисимовны, которая когда-то в молодости была актрисой орловского крепостного театра. Она была влюблена в гримера Аркадия. Он предложил ей бежать с ней и тайно обвенчаться. История эта тоже, как и у Герцена в «Сороке воровке», закачивается трагично.
Узнать больше об истории орловского театра можно, посетив его музей. Для этого необходимо заранее договориться с заведующим музейного отдела Орловского драматического театра Алексеем Костяковым.
Часть 3
«Крепостная сцена»
В книге Повесть об Орловском театре» Леонид Афонин сообщает, что театральное искусство в наших краях берет свое начало в древнем самобытном народном творчестве. Оно тесно связано с языческими обрядами. «Сложным театральным «многоактным» представлением, — пишет он, — была русская народная свадьба, которую в Орловском крае… «играли» по заранее определенному, традиционному сценарию». А вот первое упоминание о профессиональных актерах-скоморохах относится уже к 1086 году. «В народе скоморохов называли «глумцами», «веселыми людьми», «потешниками»… Их представления любили и высоко ценили в здешних местах. Говорили: «Всяк спляшет, да не как скоморох». К тому же, «мастера «игрищного дела», скоморохи, действительно умели многое. Они были и певцами, и музыкантами, и акробатами, и лицедеями.
К 17 веку искусство скоморохов становится уже по-настоящему заметным и довольно популярным в народе. Не случайно, церковь и боярство объявляют борьбу с ним. «В 1649 году указ царя Алексея Михайловича предписывал всем воеводам уничтожать скоморошьи инструменты. Вот как предписывалось действовать: «Где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари… и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть выимать, и, изломав, те бесовские игры велеть жечь».
Театр, как самобытное народное творчество, на орловской земле в той или иной форме продолжал существовать вплоть до начала 20 века. А свои навыки и содержание игрищ крестьяне орловских деревень передавали из уст в уста от одного поколения к другому. О таких игрищах и представлениях, которые тогда устраивались на святках, писал даже Иван Сергеевич Тургенев. Например, в 1853 году он сообщал об этом в письмах Сергею Аксакову. А Сергей Тимофеевич Аксаков, кстати, стал одним из первых театральных критиков в России.
Особую роль в развитии народного театра на Орловщине сыграли кукольные комедии о Петрушке. Так, в первой половине 19 века в деревне Лимово, Малоархангельского уезда не только изготавливали куклы для кукольного театра, но и ставили ярмарочные комедии в «народном духе». Об этом сообщало в 1855 году «Военно-статистическое обозрение Орловской губернии». В нем говорилось, что «кукольники не только посещали все соседние ярмарки, но ездили в Харьков, Тамбов, Пензу, и даже в Одессу и Астрахань».
В начале 19 века во многих «дворянских гнездах Орловской губернии повсеместно возникают крепостные театры. К тому же, довольно «часто орловские помещики со своими труппами приезжали и в губернский город. Обычно это бывало во время дворянских выборов. И тогда спектакли, балы, увеселения шли бесконечной чередой».
Хорошо был известен крепостной театр в селе Спасское-Лутовиново Мценского уезда. Варвара Петровна, мать писателя Тургенева, с увлечением занималась театральным искусством. «Была в Лутовиново и театральная школа, где специальные учителя готовили для крепостной сцены наиболее одаренных и миловидных детей спасских крестьян, обучая их музыке, пению и актерскому мастерству». Спасские крепостные актрисы, вывезенные на Урал, частично составили потом костяк труппы екатеринбургского театра. Об этом рассказал в своей повести «Доброе старое время» Дмитрий Мамин-Сибиряк.
В 90-е годы 19 века в газете «Орловский вестник» начинал свой долгий творческий путь писатель Иван Бунин. В частности, он редактировал и готовил статьи для театрального отдела этого издания. Орловский театр тогда находился, можно сказать, в упадке.
Орловская писательница Елена Яворская уже много лет занимается изучением истории орловского театра. Она подготовила к изданию свою новую книгу, которая, как раз посвящена этой теме.
Елена Яворская стала участницей программы, посвященной истории орловского театра. Я попросил ее подробнее рассказать о нескольких периодах становления театрального дела на нашей орловской земле.