Чудо музей
Издавна город Белев, что в Тульской области, стоял на пересечении торговых и военных путей. Его славная история берет начало из глубины веков. Когда-то он входил в состав Киевской, затем — Белгородской губернии. К XVIII веку Белев приобрел статус крупного торгово-купеческого и ремесленного центра. В 1777 году он был включен в состав Тульской губернии. И на ее территории к началу ХХ века Белев стал вторым городом по значению и численности населения. Он даже считался процветающим и культурным населенным пунктом на тульской земле.
Здесь тогда находилась самая большая торговая пристань в верховьях Оки. Различные грузы отсюда доставлялись по реке в столицу и другие города. А в конце августа тут каждый год устраивалась большая ярмарка.
Сегодня об этом городе, возможно, кто-то слышал, в связи с знаменитой белевской пастилой. Однако были в его истории и более славные страницы. Правда, о них не так часто сейчас говорят. А сколько знаменитых имен в нашем отечестве было связано с этим старинным русским городом.
Город Белев включен в список исторических и памятных мест России. В самом городе и в его окрестностях расположены старинные церковные святыни. Например, знаменитая Жабынская пустынь, основанная преподобным чудотворцем Макарием в конце XVI века на месте слияния Оки с речкой Жабынкой.
Важнейшей духовной ценностью Белева с полной уверенностью можно было бы назвать и районный художественно-краеведческий музей имени Павла Васильевича Жуковского. Это один из старейших музеев подобного рода в России. Его судьба и история, по своему, уникальна. Можно сказать, что это просто «чудо музей». В предыдущей программе я уже цитировал статью архивариуса Ирины Селезневой, которая посвящена истории создания этого музея. Хочу еще раз обратиться к собранному ею материалу.
Краеведческий музей в городе Белеве, — пишет автор статьи — «был создан осенью 1910 года. Первоначально это был небольшой земский музей учебных наглядных пособий. Музеи подобного типа стали появляться в Европе и в России еще в конце XIX века. В отличие от традиционных музеев, такие учреждения были ориентированы на решение просветительских задач в сфере педагогики. Потому их и называли педагогическими музеями. Появление такого рода музеев в России было напрямую связано с реформированием школьного образования.
В нашей стране педагогические музеи создавались при учебных округах, инспекциях народных училищ, учреждались земствами, городскими органами самоуправления, частными лицами и просветительскими обществами. При крупных педагогических музеях создавались библиотеки, литературно-издательские отделы, производственные мастерские и склады для хранения материалов.
Самый первый Педагогический музей в России был открыт в 1864 году в Санкт-Петербурге по инициативе главного начальника военно-учебных заведений страны, попечителя Московского учебного округа Николая Исакова. Это был Педагогический музей военно-учебных заведений. Основу его коллекции составили учебные наглядные пособия и литература по народному образованию.
В 1878 году Петербургский Педагогический музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, где получил 8 из 40 наград, назначенных за учебные пособия. В том же году решение об учреждении музея по образцу петербургского приняла Франция, а в следующем году – Бельгия. К концу XIX века 15 педагогических музеев насчитывалось в Англии, 10 – в Австро-Венгрии и 30 – в Германии.
Распространение прогрессивных методов обучения в земских школах с помощью новейших пособий было в то время актуально и для Белевского Земства. Тогда на содержании и финансировании уездного земства находилась 41 школа. А члены Белевского уездного земского собрания относились к числу граждан с прогрессивными взглядами. Они по-настоящему болели душой за развитие своего края. И понимали, что рост экономики уезда напрямую зависит от качества преподавания в школах.
Поэтому земская Управа накануне 1909-1910 учебного года провела обследование 33-х земских школ. Необходимо было определить уровень оснащенности этих школ наглядными пособиями. Выяснилось, что 9 школ уезда вообще не имели никаких наглядных пособий. Решено было исправить эту ситуацию и обеспечить земские школы минимальным количеством наглядных учебных пособий.
Но не каждая школа имела тогда возможность приобрести наглядные учебные пособия. Поэтому уездное земское Собрание решило создать центральный педагогический музей в городе Белеве. Для этих целей Губернское Земское Собрание выделило Белевскому уезду 200 рублей для создания такого музея. И уездное земство тоже выделило 200 рублей на приобретение предметов для музея. Кроме того, председатель Белевской земской Управы надворный советник Федор Арбузов выхлопотал в министерстве Народного Просвещения безвозвратное пособие в размере 500 рублей на устройство музея. С субсидиями, выделенными казной, уездным и губернским земствами, сумма на устройство музея в Белеве составила 900 рублей. На нее в уезде можно было уже создать вполне приличный педагогический музей.
Для него в здании Белевской земской Управы выделили помещение. А затем в Белеве для учителей начальных классов провели летние педагогические курсы. На них организовали большую выставку учебных пособий, в которой приняли участие 23 организации из Москвы и Санкт-Петербурга.
Список учебных наглядных пособий, которые необходимо было разместить в музее, Белевская земская Управа решила составить вместе с участниками педагогических курсов. В Белев тогда приехало 55 земских учителей из Белевского уезда, 13 учителей из министерских школ, 12 учителей из церковно-приходских школ, 28 учителей из других уездов Тульской губернии и 13 учителей из других регионов России. Получилось так, что составленный список предметов для музея соответствовал, по сути, потребности учителей центральной России для их работы.
Часть предметов для музея из составленного списка была приобретена земской Управой в то же лето прямо на выставке при курсах. А другую часть уже заказали поставщикам учебно-наглядных пособий.
Затем была создана структура музея, разработаны правила пользования учебными пособиями, определен размер платы за выдачу их во временное пользование. А еще были выделены от Земства средства (170 рублей) на деятельность музея.
И уже 1 сентября 1910 года музей наглядных пособий начал свою работу. В то время в нем было 994 предмета. Общая стоимость их составляла 491 рубль 23 копейки. В музее были созданы отделы зоологии, географии, педагогики, ботаники, истории, минералогии, физики, анатомии, сельского хозяйства и технологии.
За год своего существования музей выдал учебным заведениям 1582 пособия. Это в среднем 38 пособий в каждую уездную земскую школу.
Следует отметить, что создание такого педагогического музея вызвало широкий отклик у общественности города. С каждым месяцем росло число предметов в нем. И к 1 сентябрю 1911 года их насчитывалось уже 3085.
При музее была открыта библиотека. В нее поступали журналы. Такие, как: «Начальное образование», «Для народного учителя», «Педагогический листок», «Русская школа». Редакции этих журналов безвозмездно передавали музею свои издания.
Вскоре Управа предложила Земскому Собранию подумать о расширении роли музея, «сделать его впоследствии музеем наук и искусств, имеющим культурное значение». Это предложение было одобрено Земским собранием, нашло поддержку и у жителей уезда. После этого музей стал называться Земским научно-образовательным музеем, — пишет в своей статье архивариус Ирина Селезнева.
Так же Белевская земская Управа обратилась в столичные музеи, в высшие учебные заведения и к частным лицам с просьбой пожертвовать Белевскому музею все, что имеет отношение к истории, природе и культуре Белевского края, что представляет ценность для музея, но не имеет значения для этих учреждений и частных лиц. На эту просьбу откликнулись многие.
Императорское Московское Археологическое Общество прислало свои издания о раскопках в Белевском уезде. Московское училище живописи, ваяния и зодчества пожертвовало слепки античных скульптур эпохи возрождения. Лихвинская Лесная школа передала коллекцию вредителей леса, семян лесных пород и свои работы по лесоводству. Белевская публичная библиотека имени Василия Андреевича Жуковского передала музею свою археологическую и палеонтологическую коллекцию, а также старинную повесть «Ундина» с автографом автора, изданную в Санкт-Петербурге в 1837 году. Санкт-Петербургская психологическая лаборатория предала музею таблицы психологического исследования личности. Комиссия по устройству Училищного дома в Москве пожертвовала серию портретов русских писателей.
Сделали свои пожертвования и частные лица. Была передана музею коллекция чучел птиц Белевского уезда, коллекция художественных столярных игрушек, сделанных по рисункам Николая Бартрама, коллекция мелких деревянных изделий кустарной работы, а так же — денежные средства.
После этого члены Белевской земской Управы задумались о том, чтобы создать в музее отдел знаменитых земляков. С просьбой помочь им в этом, они обратились к Павлу Васильевичу Жуковскому. Он откликнулся на эту просьбу и вскоре передал музею свои художественные работы, стал попечителем музея. После смерти художника музей стал носить его имя. Об этой странице истории Белевского музея я уже рассказал в предыдущей программе.
В своей статье архивариус Ирина Селезнева пишет о том, что «с ростом числа экспонатов музею потребовались новые помещения. Эту проблему удалось решить летом 1911 года. Весь нижний этаж земской Управы, занимаемый ранее различными учреждениями, был полностью передан музею.
В последующие годы фонды музея продолжали пополняться экспонатами за счет пожертвований и на средства, отпускаемые Земством. Так, Московский Публичный и Румянцевский музеи прислали экземпляр юбилейного издания Архангельского Евангелия. Кавказская шелководственная станция, располагавшаяся в Тифлисе, пожертвовала музею коллекцию по шелководству. Департамент земледелия прислал музею 4 таблицы по рыболовству. Тульский художественный и промышленный музей прислал свой сборник рисунков художественно-слесарных изделий. Орловское уездное земство пожертвовало музею таблицы по сельскому хозяйству. Императорская академия художеств подарила 20 старинных гравюр и 13 картин русских художников. Общество имени Куинджи передало музею две картины профессора Архипа Куинджи. Русский музей Александра III прислал ряд изданных им иллюстраций. Мурманская биологическая станция передала коллекцию флоры и фауны Ледовитого океана. Императорское общество поощрения художеств прислало ряд своих изданий по искусству. А Мария Беэр передала в дар музею 12 подлинных рисунков Василия Жуковского.
И уже летом 1914 года музей выпустил печатный каталог наглядных учебных пособий и снабдил им все земские школы уезда. За несколько лет своего существования Белевский музей стал для учебных учреждений Тульской губернии настоящим просветительским центром. В годы Первой мировой войны, в Белеве были открыты курсы сестер милосердия. Лекции по уходу за раненными врачи читали в Белевском музее, используя его материалы.
После революции Белевский музей был преобразован в государственное учреждение. В 1918 году в него передали на хранение церковные, художественные и культурные ценности, изъятые в результате национализации.
С увеличением числа экспонатов возникает потребность в расширении музейного пространства. Поэтому летом 1919 года здание бывшей земской Управы полностью передается в распоряжение музея. В то время в Белевском музее было уже три отдела: художественно-исторический; естественноисторический и педагогический.
В художественно-историческом отделе хранились:
— оригинальные произведения 40 русских художников, в том числе Куинджи, Маковского, Паленова, Айвазовского, Бенуа, Шишкина
— существовал кабинет гравюр и рисунков
— имелась комната древнерусской письменности и топографического искусства
— была комната дворянского быта 40-х годов XIX века, в которой были представлены фамильные портреты семьи Буниных, Василия Жуковского, Авдотьи Елагиной, Константина Кавелина. Здесь же находилась мебель, фарфор, хрусталь и другие предметы обихода белевских дворян
— существовала комната церковной старины, где был походный иконостас императора Александра I, писанный, по преданию, академиком Василием Шебуевым;
— была комната этнографии и народного творчества. В ней хранились наряды крестьянок Калужской, Тверской, Тамбовской губерний и Белевского уезда. Имелась коллекция старинных полотенец и вышивок, коллекция белевского и елецкого кружева.
В естественноисторическом отделе был представлен животный и растительный мир Белевского уезда, коллекция бабочек и насекомых, гербарии дикорастущих и лекарственных растений. Здесь же выставлялись окаменевшие морские животные и растения, различные горные породы, встречающиеся на территории Белевского уезда.
В библиотеке музея насчитывалось тогда почти 6000 книг. Большая часть из них относилась к педагогике и искусству. Библиотека обслуживала учителей школ города и уезда. Был там и архивный отдел, в котором хранились книги и рукописи начала XVIII века.
В 1923 году Белевский музей переименовали в художественно-исторический и научно-образовательный музей. Он переехал в центр города, в здание бывшей городской Управы. Нижний этаж этого здания занимало пожарное депо, а 2 и 3 — отдали музею. В 1929 году Белевский музей был признан одним из лучших районных музеев страны.
В начале войны, в октябре 1941 года, здание музея сгорело. Ценные экспонаты, собранные в нем, частично погибли, частично были расхищены. И затем до 1960 года в Белеве вообще не было музея. Обо всем этом я узнал из статьи архивариуса Ирины Селезневой.
Разговор об истории Белевского музея я продолжил с экскурсоводом этого музея Ириной Васильцовой. Она провела меня по залам музея и рассказала о некоторых его редких экспонатах.
М осмотрели зал древней истории, этнографии, купечества, православной культуры, военного времени , знаменитых земляков. После реставрации музея во многих залах появились интерактивные элементы. Теперь посетители получили доступ к различной информации. И могут самостоятельно изучать экспозицию.
Маленький Лувр
Известно, что районный музей в городе Белеве сгорел во время войны. И почти двадцать лет здесь не было музея. В марте 1960 года исполнительный комитет Белевского районного Совета депутатов постановил: «Открыть в Белеве 1 мая краеведческий музей». Новым пристанищем для него стал бывший купеческий особняк белевского купца 2-й гильдии Рыжкова.
По сути, это было уже второе рождение музея в городе Белеве, который расположен в Тульской области. И во второй раз его залы заполнились экспонатами, которые передали музею знаменитые земляки – уроженцы и выходцы из этих мест.
Сегодня Белевский художественно-краеведческий музей имени Павла Васильевича Жуковского занимает два этажа купеческого особняка конца XIX века. В нем есть три отдела: природы, истории и художественный. Основной фонд музея достиг более 18 тысяч единиц хранения. Каждый год, как и прежде, он пополняется новыми предметами, документами и коллекциями. Как и раньше, здесь есть залы, посвященные выдающимся землякам, которые внесли свой заметный вклад в российскую науку и культуру.
Особое место в Белевском музее отведено экспонатам, связанным с именем русского поэта Василия Жуковского. И это понятно, ведь он построил по своему проекту в Белеве двухэтажный дом на берегу Оки, жил какое-то время здесь с матерью. Хотел надолго поселиться тут вместе с ней. Но так не получилось. Хотя, нередко в переписке с друзьями он называл себя «Белева мирный житель».
В музее хранятся некоторые вещи, когда-то принадлежавшие Василию Андреевичу Жуковскому. Их немного. К некоторым из них когда-то прикасался поэт.
После повторного открытия Белевского районного музея в 1960 году, значительный вклад в пополнение его музейной коллекции внесла Надежда Петровна Ходасевич-Леже – жена французского художника Фернана Леже. Семья Надежды в годы Первой мировой войны в числе беженцев приехала в Белев. Здесь всей семьей они жили до 1918 года. Некоторое время Надежда училась в гимназии Белева.
В 1918 году в национализированном купеческом доме купца Рыжкова был открыт Дворец искусств. И в нем работала художественная студия. В ней Надежда Ходасевич тогда занималась некоторое время. Затем она уехала жить за границу. Но годы, проведенные ею в Белеве, оставили добрую память в ее душе об этом городе навсегда. Поэтому, когда она узнала, что в этом городе, вновь открыт районный музей, она в 1968 году из Франции отправила в дар этому музею более ста копий лучших произведений мастеров мирового искусства, сделанных художниками Лувра по ее заказу.
Во время небольшой экскурсии по Белевскому районному музею мы с экскурсоводом этого музея Ириной Васильцовой вошли в зал, где выставлены прекрасные копии мирового изобразительного искусства, оригиналы которых хранятся в Лувре и в других зарубежных музеях. А в Белеве, благодаря Надежде Ходасевич-Леже, есть теперь свой маленький Лувр, как нередко здесь называют, районный музей. Надо отметить, такое название вполне подходит для этого музея.