На холмах Грузии

На холмах Грузии

У церкви Царицы Тамары

Я много раз бывал в Грузии. Во время учебы в университете летом ездил отдыхать в студенческий лагерь под Пицундой. Когда начал работать, увлекся горным туризмом. Не раз покорял горные перевалы вокруг Эльбруса.

Что я мог рассказать об этих местах тогда? Не так уж и много: в горах сурово и опасно, а на море тепло и весело. В молодости обычно все выглядит проще. Это уже потом многое оказывается гораздо сложнее.

А теперь узнал, что люди живут здесь уже давно и смотрят на этот мир уже тысячелетиями. Может, поэтому они воспринимают его чуть-чуть иначе. Я поселился в местечке под названием Махинджаури. Совсем недавно это был еще пригород Батуми, а недавно вошел в состав города. Теперь здесь прямо на моих глазах многое меняется. И это невозможно не заметить.

На холмах Грузии

Оказалось, что это очень известное место и многое здесь вокруг связано с прошлым. Хотя, следов былого уже почти не осталось. Но оно точно было ярким и впечатляющим.

Очень скоро я понял, что вокруг и даже рядом со мной, буквально на каждом шагу, можно наткнуться на места, которые связаны с давней историей. А об этом не помнят уже даже местные жители. И, буквально, каждый по-своему рассказывает о прошлом. И у каждого оно свое…

На холмах Грузии

И вот тогда я решил немного сам рассказать о том, что окружает теперь меня. Тем более, что есть о чем поведать. Вот, правда, сведений о былом не так много, а узнать подробности очень не просто.

На холмах Грузии

Но ведь ровно также я начинал делать свои первые подкасты. Это было почти шесть лет назад. Шаг за шагом, открывал для себя забытые уже имена и исчезающие повсеместно свидетельства о былой славе тех или иных мест, что были неподалеку от меня. И почти везде находил интересующихся историей своего края. Думаю, найдутся такие люди и здесь. И помогут мне немного разобраться во всем.

На холмах Грузии

Неподалеку от меня есть местечко, где, проходя или проезжая, многие местные жители разного возраста крестятся. Я не мог понять, почему? Обычная, вроде бы, улица, расположенная недалеко от моря. Рядом протекает река, есть мост через нее. Недалеко небольшой холм, заросший деревьями…

На холмах Грузии

Я поинтересовался у прохожих: почему в этом месте многие крестятся? «А там на холме есть церковь, — ответили мне. — Просто из-за деревьев ее не видно». И действительно, я заметил лестницу, ведущую на вершину холма. И стал подниматься по ней. Вскоре я действительно вышел к храму. Он показался мне необычным. Удивил меня своей простотой и непритязательностью.

На холмах Грузии

Позже я узнал, что в Грузии часто храмы строят на горных вершинах. И они обычно хорошо видны издалека. В Батуми тоже есть такие храмы, причем, построены они совсем недавно. А вот этот храм скрыт деревьями и не заметен снизу. Только небольшой информационный щит, установленный внизу, коротко знакомит нас с историей этого места.

На холмах Грузии

Читаю: «Батумский Форт, ныне называется «Крепостью Тамары» в честь Грузинской царицы Тамары, царствовавшей с 1184 по 1213 годы. Форт расположен там, где река Корольсцскали впадает в Черное море. Слово Батус произошло от древнегреческого названия этого места. А гавань в устье реки называлась Батис Лимен — Портус Альтус, что означает глубокая гавань.

Археологические раскопки ученых в этом месте подтвердили, что холм был древнейшим поселением, которое существовало с позднего бронзового века и до позднего средневековья. Это поселение утратило свой статус в 18 веке, когда первоначальная гавань, действовавшая еще в 4 веке до нашей эры, переместилась в сторону Батумского залива» — вот так коротко и сухо сообщается о прошлом этих мест на информационном щите, установленном у подножья холма Тамары.

На холмах Грузии

Получается, что здесь то место, где и появился в древности Батуми. А уже намного позже город переместился примерно на 4 километра к югу, где и находится теперь его центральная часть.

Значит, здесь, у этого холма еще в древности уже жили первые обитатели этих мест. Сюда и прибыли первые заморские путешественники и привезли свои товары. Позже они написали об этом в своих заметках.

«Предполагается, что Батуми расположен на месте одной из греческих колоний на побережье Колхиды. Ее окрестности древние греки называли «Батус Лимен» — «глубокая гавань», — читаем в Википедии. — Иногда, Батис связывают с «Portus Altus», вероятно латинским толкованием греческого названия местности, используемого в дорожной карте Римского периода.

На холмах Грузии

Самое раннее археологически подтвержденное поселение на территории современного Батуми относится к VIII—VII векам до нашей эры. Оно расположено вдоль реки Королисцкали и концентрируется на холме, которой сейчас в народе называется Тамаринской крепостью, в честь грузинской царицы Тамары. Ряд найденных при раскопках иностранных артефактов и фрагментов амфор, свидетельствует о греческом влиянии». И это еще одно подтверждение древности этих мест.

Оказывается, Батумский форт был частью цепи укреплений, построенных на восточном побережье Черного моря в позднеримский и византийский периоды. Современный грузинский путешественник Давид Бартумашвили. (http://vartumashvili.com/fortress) на своем сайте пишет: «Поскольку Батумская бухта имеет стратегическое местоположение, ее укреплением так или иначе занимались во все эпохи. В античный период у устья реки Королисцкали был возведен римский форт, оставленный в VI веке в пользу крепости Петра. В Средневековье грузины перестроили этот форт, согласно требованиям времени. Его руины, называемые крепостью Тамары, сохранились на въезде в город Батуми, однако выглядят невзрачно и редко посещаются» — конец цитаты.

На холмах Грузии

Действительно, на самой вершине холма сохранились руины древней крепости. Впервые я побывал здесь ровно год назад. Познакомился тогда со священниками церкви Святой Тамары и с прихожанами. Они кое-что рассказали мне об этих местах. И посоветовали связаться с местной метрополией. Я это сделал. А затем настоятель храма порекомендовал мне поговорить с местным прихожанином — Гурамом Цитлидзе, представив его как знатока истории прошлого. Через полгода мы встретились с Гурамом. Он представился мне обычным прихожанином, который служит алтарником в этой церкви. А живет он неподалеку.

И вот поздним осенним вечером мы сидим с ним на скамейке перед храмом и Гурам рассказывает мне о древней истории этих мест.

На холмах Грузии

Гурам Цитлидзе

Считается, что расцвет Грузии приходится на период правления царицы Тамары. Ей удалось укрепить могущество государства и расширить его границы. Имя царицы Тамары вошло навечно в историю Грузии. Никто из правителей до нее и после не сделал столько, сколько сделала она для величия этого государства. Известно, что после ее правления наступили не самые светлые времена для грузинского народа.

Это касается и истории Батуми средних веков, которая не представлена какими-то яркими страницами. Город в этот период практически не упоминается в исторических записях. Хотя его название, «вновь появляется в грузинских и европейских докладах в XV веке» — говорится в Википедии. Венецианские дипломаты того времени описывают Батуми как морской город, называя его Вати или Вачи.

В последующие столетия Батум находился под турецким правлением и даже некоторое время считался территориальным административным центром Османской империи. В этот период шла насильная исламизация местного населения, которое в основном до этого было христианским. Завершился этот тяжелый процесс в конце XVIII века.

Точных сведений об этом времени тоже не очень много, так как жители этих мест находились под сильным гнетом и давлением. Многие первоисточники древности были тогда утеряны или уничтожены. Отдельные описания заморских путешественников тоже, к сожалению, довольно противоречивы. Вот, например, французский консул Адриен Дюпре, который побывал здесь в 1807 году, так рассказывал о Батуми того времени. Он сообщал о нем, как о большой деревне в две тысячи жителей. Селились они в основном вдоль залива и в соседних лесах. Существовал здесь и морской порт, превратившийся в место для торговли рабами.

Издавна в Батуми существовали храмы, представляющие самые разные конфессии. В период правления Османской империи здесь разрушению подверглись многие православные храмы. В советское время, когда повсеместно насаждался атеизм, в Батуми были закрыты практически все храмы, а использовались они для других целей.

На холмах Грузии

Во второй половине XIX века по инициативе мусульманина грузинского происхождения Аслана-бека Химшиашвили в Батуме была построена единственная ныне действующая мечеть. В 1932 году она была закрыта советскими властями. А затем в 1946 году была вновь открыта. Эта мечеть представляет собой двухэтажное здание белого цвета. Имеет один минарет и позолоченный купол. Стены мечети расписаны братьями Лаз.

На холмах Грузии

Батумская мечеть.

С 1885 по 1887 годы в Батуми велось строительство армянской церкви. Средства для ее строительства собрала местная армянская община. Архитектором ее был австриец Роберт Марфельд. Советские власти закрыли ее и превратили в склад. С 1959 года в ней располагалась обсерватория. А в 1992 году местные власти возвратили церковь местной армянской общине. И после семилетней реставрации этот храм превратился в центр общения для всех батумских армян. При церкви работает воскресная школа и молодежный центр.

На холмах Грузии

Армянская церковь в Батуми.

В 1888 году российский император Александр III принял участие в закладке собора Святого Александра Невского в Батуми. Этот храм стал величественным сооружением в городе. Известный знаток истории Батуми Баграт Тавберидзе в своей книге «Душа Батуми» пишет: «В 1921 году собор был превращен в антирелигиозный музей. В 1931 году собор был разрушен, а камни пошли на строительство нового дома. В конце 30 годов на месте разрушенного Военного собора была построена гостиница «Интурист». Автором проекта стал известный советский архитектор Алексей Щусев.

На холмах Грузии

Собор Александра Невского в Батуми.

В 1899 году батумские евреи обратились к российскому императору Николаю II с просьбой о строительстве на собственные средства каменного здания, чтобы они «могли в своей хоральной синагоге молиться единому Богу». Ответ получили положительный. И в 1904 году в Батуми по проекту архитектора Семена Волковича была построена синагога, которая действует и сейчас. Это здание — аналог гаагской и амстердамской синагог.

К ее открытию на серебряном кубке, изготовленном в Варшаве, были выгравированы имена жертвователей, внесших не менее тысячи рублей на ее строительство. Синагога действовала до 1923 года. Затем была передана Коммунистическому Союзу Молодежи Аджаристана. В ней разместили спортивное общество «Динамо», а также проводились спортивные соревнования.

На холмах Грузии

Синагога в Батуми.

В 1992 году синагога была возвращена еврейской общине. А в 1998 году после работ по реконструкции здание приобрело свой первоначальный облик. И с 2011 года имеет статус объекта культурного наследия.

В 1903 году на средства братьев Зубалашвили в Батуми был построен католический храм. Для его строительства были приглашены художники и архитекторы из Италии. Строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

На холмах Грузии

Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы в Батуми.

В советское время здесь располагалась лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 70-е годы прошлого века этот храм был отреставрирован, а позже — передан Грузинской православной церкви. В 1989 году Католикос — Патриарх Грузии Илия II освятил этот храм, после этого в нем состоялось крещение около 5 тысяч человек. Сейчас это кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы местной Метрополии. Это одно из самых красивейших старых строений столицы Аджарии. Поэтому с 2011 года оно внесено в список объектов культурного наследия и является памятником истории и культуры Батуми.

В конце 90 годов прошлого столетия по проекту грузинских архитекторов Олега Патаридзе и Георгия Багошвили в Батуми был построен католический Храм Святого Духа. Освящен он был в 2000-м году представителем римско-католической церкви на Кавказе епископом Джузеппе Пазотто.

На холмах Грузии

Католический храм в Батуми.

Здание храма построено в очень интересном архитектурном стиле. Внутреннее убранство его довольно скромное. В храме часто бывает Посол Грузии в Ватикане. Здесь проводятся праздничные богослужения. Эту информацию можно найти в Википедии.

А вот церковь Святой Благоверной Царицы Тамары, с которой я начал этот рассказ, появилась в Батуми относительно недавно. Построена она была по инициативе Давида и Теймураза Комахидзе при помощи местных жителей. Стоит она на горе Царицы Тамары, где находятся руины древней крепости. Этот храм был открыт в июле 2001 года.

На холмах Грузии

Церковь Святой Царицы Тамары в Батуми.



На холмах Грузии

Святая благоверная царица Тамара. Фреска в монастыре Вардзиа.

Мне не известно, проводился ли в Грузии когда-нибудь опрос по поводу того, кого здесь считают самой важной исторической фигурой в прошлом. Уверен, что несомненным лидером в нем стала бы Царица Тамара, причем с огромным отрывом. Практически для всех в стране она является такой исторической личностью, которая до сих пор объединяет людей всех поколений и служит примером того, как следует управлять страной, чтобы достичь ее процветания.

Со времени ее царствования прошло более восьми веков. А о ней по-прежнему помнят, ею восхищаются, ее боготворят. Несомненно, для большинства она является самым большим авторитетом. По поводу всех достижений и завоеваний во времена ее правления не возникает никаких разногласий в грузинском обществе. И это редкий феномен, когда вокруг имени Царицы Тамары в стране сплотились даже, казалось бы, непримиримые между собой стороны

Рассказывать о грузинской Царице Тамаре нелегко. Исторического материала о ней на русском языке не так уж и много. И он относится в основном к советскому периоду. Сейчас, я уверен, грузинские историки более глубоко изучили эпоху, связанную с именем Царицы Тамары. Однако результат современных научных исследований мне практически не доступен. К тому же, не все молодые ученые в Грузии говорят по-русски и не каждый из них готов обсуждать эту тему. Теперь на весах исторической науки очень скрупулезно взвешивается каждое слово.

На холмах Грузии

Святая благоверная царица Тамара.

А интерес к этой важной персоне прошлого не угасает. Наоборот образ Царицы Тамары становится все более значимым и еще более привлекательным в наши дни. Думаю, что не у каждого народа был в прошлом такой национальный лидер, который вызывал бы всеобщую любовь у большинства граждан этой страны.

Я познакомился с некоторыми доступными мне материалами о Царице Тамаре. В основном это очень старые документы и публикации. Они доступны на русском языке. Некоторые из них составлены, вероятно, современниками правительницы. Они очень лаконичны. В них не так много подробных описаний ее жизни. При этом, каждое слово довольно емко отражает каждый ее шаг, каждое решение и каждый ее поступок. И чем дальше уходит в прошлое время ее правления, тем более значительнее становится этот период в истории Грузии.

На холмах Грузии

Церковь царицы Тамары.

Прошлый раз я рассказал о церкви Святой Благоверной Тамары, которая стоит на окраине Батуми, в местечке, которое называется поселок Тамары. Появилась она на проспекте Тамары, на вершине горы Тамары, рядом с крепостью Тамары в 2001 году. Познакомившись с прихожанином этой церкви Гурамом Цитлидзе, я спросил его, почему назвали церковь в честь Царицы Тамары? Он сказал, что существует легенда, будто бы войско вместе с Тамарой проходило в этих местах. Грязь со своей обуви воины сбрасывали в кучу. В результате этого образовалась небольшая гора, которую и назвали в честь Тамары. Вероятно, Тамара действительно проезжала мимо этого места. Другого пути в то время здесь не было, — считает Гурам Цитлидзе.

На холмах Грузии

Гурам Цитлидзе

«Тамара — царица Грузии. Одна из правителей знаменательного периода истории страны — «золотого века грузинской истории». — сказано в статье о ней в Википедии. — Происходила она из династии Багратионов, была дочерью царя Георгия III. Продолжила деятельность царя Давида IV Строителя и способствовала широкому распространению православия в Грузии, строительству храмов и монастырей. В православии причислена к лику святых.

Была коронована в качестве соправительницы своего отца в 1178 году». К тому времени у царя не было наследника, а обстановка в стране была непростой. После смерти отца Тамара была повторно коронована в 1184 году. И сразу же созвала собор для того, чтобы найти в обществе всеобщее согласие: устранить неурядицы в церковной жизни и установить повсеместно порядок. Поэтому были отрешены от церковного служения недостойные архиереи и отстранены от власти правители, злоупотреблявшие ею. Храмы были освобождены от повинностей, было облегчено положение крестьян, в стране наступил мир.

«История и восхваление царей» — это один из самых старых литературных памятников эпохи царствования Царицы Тамары. Сочинение принадлежит перу неизвестного автора. В нем последовательно описываются времена правления Георгия III, царицы Тамары и ее мужа — Давида Сослани.

На холмах Грузии

История и восхваление венценосцев.

Рукопись этого сочинения была обнаружена в XIX веке. Исследователи предполагают, что в предыдущие столетия при переписи в него были внесены некоторые изменения. Потому в нем не везде верно излагаются события прошлого. При этом, содержание в целом позволяет сделать вывод, что автор действительно жил в годы правления Царицы Тамары и потому доносит до нас рассказ об увиденном, как ее современник. Это же он подтверждает и в тексте своими словами: «Ныне я передам только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей». Трудно сказать, кем был этот сочинитель и какое занимал положение в обществе.

О происхождении царицы он пишет так: «Тамара была дочерью родителей, имевших далеко разошедшиеся корни и ветви. Как дерево узнается от плода, плод же от дерева: она вполне соответствовала своим предкам, которые известны были больше, чем солнце и песок».

Взойдя на престол, «стала государыня… миловать и жаловать, раздавать и одарять, — пишет он. — Открыв глаза, открыла она казну, сбереженную отцами и дедами ее. Одну часть этой казны она отложила для неба, для того высокого и непорочного существа, заповеди которого она соблюдала, — эту часть она положила в месте, недоступном для тления; другую же часть она отложила для этого мира.

И столько она раздала сокровищ, не расходуемых ни до ее родителей, ни до этого дня, что это не поддается подсчету и исчислению. Она освободила должников от долга, подкрепила сирот и дала вдовам право выходить замуж, сделала сильными неимущих и богатыми сильных».

«Она была проникнута заботой о всех, нуждавшихся в чужой заботливости. Прежде всего она озабочена была избранием [достойных лиц] на должности визиров и военачальников».

«…Тамара обеспечила епископов и престолы их пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. В ее царствование земледельцы сделались азнаурами, азнауры — вельможами, последние же стали властителями…

В течение 31 года преблаженная Тамара, мудростью Соломона, мужеством и повседневной заботливостью Александра, держала царство свое от моря Понтийского до моря Гурганского, от Спери до Дербента, а также все земли как по сию сторону Кавказских гор, так и по ту сторону Хазарии и Скифии. При этом она сделалась наследницей того, что обещано в девяти заповедях блаженства.

Она обладала такою мудростью и возвышенным умом, что за 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан плетью. Чуждая крови и таких мер наказания, как ослепление и изувечение, полновластная, наводящая страх и ужас, кроткая для кротких и миротворящая, она веселится и царствует в государстве и владениях своих. Никто никогда не видел, чтобы кто-нибудь, кроме нее, так свободно покорял человека, помимо воли его, и смирял человеческую строптивость и сопротивляемость».

Шло время, а полновластная правительница была не замужем. Приближенные к ней духовные и государственные мужи размышляли, как разрешить эту ситуацию. «…Чтобы милость и благосклонность патронессы, благой и сладкой, к рыцарям и воинам была полной, собрались озабоченные (этим) [вопросом] и сговорились подыскать подходящего для нее жениха и привести его в качестве мужа ей», — повествует в своем сочинении «История и восхваление венценосцев» неизвестный автор XII века.

В 1185 году один из вельмож по имени Абул-Асан сказал всем: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея (Боголюбского); он остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим, удалился в чужую страну, теперь находится у кипчакского царя». Эту кандидатуру жениха одобрили. К тому же, тетка Тамары, царевна Русудан, обладавшая влиянием при дворе, в свое время тоже была женой киевского князя Изъяслава.

Отправили купца Зорабабели к половцам и привез он оттуда княжича Юрия, «юношу доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания». В тексте сочинения «История и восхваление венценосцев» говорится, что Тамара поначалу отказывалась от брака и говорила, что вовсе не хочет замужества, но тетка ее Русудан и военные мужи настояли на своем.

Еще один автор того времени, неизвестный до селе историк писал, что царица Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила тогда, что не стоит торопиться с принятием решения, надо немного подождать. Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие.

Об этом и идет речь в историческом сочинении, рукопись которого была найдена в 1923 году. Этот труд ананимного автора и историка эпохи Царицы Тамары известен под названием: «Жизнь царицы цариц Тамар». По всей видимости, автор этот тоже был приближенным к Царице Тамаре, так как в своем повествовании демонстрирует наблюдательность человека, который явно был хорошо знаком со многими событиями того времени. Он был осведомлен о внешнеполитической деятельности правительницы, знал внутреннюю жизнь царского двора. Поэтому одни исследователи полагают, что автором этого сочинения мог быть придворный историк Босили. Другие считают, что этот текст принадлежит перу изветного поэта того времени Шота Руставели. Единого мнения по поводу авторства этого исторического сочинения пока, похоже, не сложилось.

На холмах Грузии

Я же процитирую несколько фрагментов из него. В самом начале своего повествования анонимный автор описывает внешность царицы Тамары: «Правильно сложённое тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».

Описывая реакцию царицы Тамары на решение выдать ее замуж за Юрия, неизвестный историк сообщает, что тогда не по возрасту рассудительная, она заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его». Но придворные добились от нее согласия, устроили пышную свадьбу. Вот как описывается она в сочинении «История и восхваление венценосцев»: «многочисленные зрелища, подношение драгоценных камней, жемчугов, золота кованного и в слитках, дорогих тканей, сшитых и в отрезах; веселье, развлеченье, подношение и одарение продолжались целую неделю» — конец цитаты.

На холмах Грузии

Торжественное прибытие князя Юрия в Тбилиси. Худ. С.Б. Савлаев.

Вскоре слова Тамары оказались пророческими. «Немного дней спустя, исполнилось предсказание Тамар(ы), — читаем в об этом уже в сочинении неизвестного историка. — У русского стали обнаруживаться скифские нравы: при омерзительном пьянстве стал он совершать много неприличных дел…

Два с половиной года, как наковальня, терпела бодрая духом Тамар(а) пороки русского, но уже никто другой не мог этого терпеть. Стали все сокрушаться, вместе с тем испытывая стыд перед Тамар(ой) за прежние свои пререкания с ней. А мудрая Тамар(а) стала искать много разных средств для его исцеления; много раз обращалась к нему через достойных монахов с увещеваниями, хоть и совсем не впрок шло это русскому. Поэтому, наконец, сама лицом к лицу стала обличать его. Но русский еще более рассвирепел… Не только не уразумел советов, но стал совершать, еще более губительные проступки…

Все это невыносимо стало и для Тамар(ы), и сказала она ему в присутствии всех так: «Хоть и научена я законом божьим, что нельзя покидать первое брачное ложе, но с человеком, который не будет сохранять это свое ложе в чистоте, не следует терпеливо оставаться, потому что он предает поруганию храм божий. И я не в силах выпрямить тень кривого дерева и, не имея за собою вины, отряхаю и пыль, которая пристала ко мне через тебя». Сказала она это, встала и покинула его» — конец цитаты.

После этого царица Тамара, «проливая слезы, отправила (Юрия) в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями». В 1187 году поселился он в Константинополе. А после расторжения их брака с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Сторонники Юрия заняли Кутаиси, и он был коронован во дворце Гегути, …все же мятеж был подавлен. Юрий был повторно изгнан, его сторонники были наказаны.

Еще будучи мужем Тамары и командуя войсками, Юрий освободил от мусульман ряд армянских земель, потому армянские источники отзываются о нем более благосклонно, — сообщается в статье Википедии, посвященной Юрию Боголюбскому.

Как и где закончилась жизнь Юрия, не известно. А вот Царица Тамара вышла замуж второй раз. Она вступила в новый брак с другом детства, аланским царевичем Давидом Сосланом.

На холмах Грузии

Царица Тамара и Давид Сослан.

После этого начинается самый плодотворный период ее царствования. Она завоевывает Тавриз, Эрзерум, одерживает победу над султаном ардебильским. А победоносное шествие завершается поражением в 1203 году султана алеппского. В 1210 году Царица Тамара заключает Тридцатилетнее перемирие с султаном Египта.

«Я отец сирых и судья вдов», — говорила о себе она. И действительно, своими решениями она несла народу милость и правду. Христианство и гражданственность распространялись в то время среди горцев. Ее имя с одинаковым благоговением описывается в поэтических сказаниях того времени у различных народностей Кавказа. Во времена ее правления Шота Руставели написал известную всему миру поэму «Витязь в тигровой шкуре», являющийся шедевром грузинской и мировой литературы.

На холмах Грузии

Крепость Тамары со стороны Тифлиса.

Неизвестный историк в своем сочинении «Жизнь царицы цариц Тамар» так описывает последние дни ее жизни: «…У нее выявилась некая болезнь, нас, людей, опустошающая, которая у нее изо дня в день становилась все более тяжелой. И она долгое время скрывала, чтобы никого не беспокоить. Но тогда, когда недуг, не поддающийся лечению, оказался болезнью не знающей пользы от лекарств, царица объявила о нем. Эта болезнь Тамар(ы) явилась как нечто неизбежное, потому что природная слабость женщины при таких продолжительных военных делах не могла позволить ее телу жить, оставаясь огражденным от случайностей…

И день стал приходить к концу, и солнце стало заходить, и воздух стал отливать иным бесцветным светом. И утреннюю зарю стали облекать темные тучи. Розовые ланиты царицы стали вянуть, и глаза ее, подобные озеру, заставлявшие в своем отражении диск солнца уменьшаться, стали тускнеть. Руки ее, никогда не перестававшие служить нищим, стали слабеть, и ноги, вечно страждущие для бога, стали сгибаться и все признаки жизни стали видоизменяться.

Общее бессилие овладело всеми, и не знали, что делать. Вельможи били себя по лицу, нищие били себя по голове. Все, преданные ей, предлагали богу взамен царицы собственные головы и своих детей и просили его на них ниспослать грядущую смерть. «Чтобы только одна она осталась живой, а нас всех истреби». Это возглашали, тесным кольцом окружая во дворце покой, который хранил одр нашего несчастья…

Мудрая Тамар(а) и тут обрела блаженство мудреца. Потому что созвала к себе всех именитых людей своего царства, собралась с силами и, сидя бодро, так говорила им: «Братья мои и дети! Вот я уже призываюсь страшным судьей, кто страшнее земных царей, кто отнимает души у князей. Вы все сами свидетели, что я в своем сердце хранила любовь к вам и не урезывала из того, что составляло вашу долю и предмет вашего желания, соответственно чести каждого из вас, пока я была по определению бога у вас царицей. Теперь я тоже ухожу к отцам своим, путем мне неизвестным, по велению страшному и определению дивному. Молю всех вас, творить всегда добрые дела и поминать меня. Вот оставляю вам наследниками дома моего, кого мне дал бог, детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня, и пусть они возместят вам урон, причиняемый моей смертью».

Так она препоручила своих детей всем им, и отдала их перед образом Христа и животворящим крестом. И, затем, в последний раз издала голос и всем дала мир, говоря так: «Христос, боже мой, единый, бесконечный царь неба и земли, тебе препоручаю это царство, которое тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный твоей честной кровью, и этих моих детей, которых ты мне даровал, и затем душу свою».

Тогда вышли все из покоя, горько плачущие. И уснула Тамар(а) сном праведных в месяце январе 18 числа, и погасло солнце Грузии, и могила ее для прославления своего сделала земную жизнь нужной для нас, всех христиан».

На холмах Грузии

Тбилиси, храм в Метехи, 1920 год.

Год смерти Тамары точно неизвестен… Смерть ее наступила от болезни, которая началась в царской резиденции. Затем Тамара переехала в замок Агарани (предположительно, это современная Коджорская крепость) около Тбилиси, там и умерла. Ее тело было перенесено в Мцхету, затем в Гелати, где и захоронено. Однако точное место захоронения до сих пор не установлено и археологические исследования не дали результатов. Существует несколько альтернативных версий о месте ее захоронения. Даже есть предположение, что ее похоронили в Палестине.

Мне удалось встретиться и побеседовать с Джемалом Каралидзе — доктором исторических наук, профессором Батумского государственного университета имени Шота Руставели. Вот что он сказал по поводу того, почему до сих пор не известно, где похоронена Царица Тамара и могли ли ее перезахоронить в Палестине. Он не считает, что ее могли перезахоронить в Палестине.

На холмах Грузии

Джемал Каралидзе.

Завершая рассказ о грузинской Царице Тамаре я хочу прочесть небольшой фрагмент из исторического романа русской писательницы Александры Воиновой «Тамара и Давид», главы которого впервые были опубликованы в 1942 году.

Несколько слов о самой писательнице. Она родилась в 1885 году в России, в дворянской семье. До революции получила историко-филологическое и философское образование. А затем занялась литературным творчеством.

После тяжелой болезни она три года лечилась в Цхалтубо. «В этот период, — пишет она, — меня крайне заинтересовала личность Тамары и ее взаимная любовь с Давидом-Сослани». Поэтому много ездила по историческим местам Грузии, связанным с жизнью и деятельностью Тамары и Давида. В 1938 году она много работала в музеях и библиотеках, изучала историю средневекового Запада и Ближнего Востока.

Собрала огромный материал по истории Грузии, Армении, сельджукских султанов и Арабского Востока. В своей работе использовала, помимо грузинских источников, арабские, византийские и материалы, связанные историей крестовых походов. Неоценимую помощь в работе над романом о Тамаре и Давиде писательнице оказал ее муж — знаток древней истории Востока.

В последних страницах романа «Тамара и Давид» представлена маленькая крупица огромной истории человечества. Она свидетельствует о том, что заканчивались одни войны и начинались другие. Поэтому сейчас трудно сказать, когда люди на этой планете жили спокойно. Из-за чего воевали? Из-за земель, из-за богаств, из-за религии. Похоже, не видно этому конца.

На холмах Грузии

Роман Александры Воиновой.

«Эпилог

Прошли годы. У Тамары и Давида было уже двое детей — сын — наследник Георгий, прозванный Лаша «Блистательный», и дочь, названная по имени любимой тетки Русудан. Иверия обрела, наконец, внутренний мир и достигла зенита своего могущества и славы. Культура Иверии поднялась до высшего развития: воздвигались дворцы, храмы, города; создавались великие произведения искусства, особенно процветали поэзия и наука.

Между тем развенчанный Юрий Боголюбский долгое время не мог найти себе нигде покоя. Скитаясь по разным местам, терзаемый несчастной любовью, он сделал еще раз отчаянную попытку пробиться в столицу, но преследуемый неудачами не только не достиг цели, но был окончательно разбит и скрылся в неприступных скалах Иверии.

Военная сила Иверии, укрепленная Давидом и его боевыми сподвижниками, охраняла страну от вражеских нападений, хотя события в Палестине складывались теперь крайне неблагоприятно для иверского государства.

После смерти Саладина власть захватил его брат Малек-Адель, воинственный и жестокий, который изгнал крестоносцев из их владений и грозился освободить от христиан всю Палестину. Его успеху в немалой степени содействовало то обстоятельство, что крестовые походы утеряли былую славу и значение, кроме того, он не имел таких неустрашимых и опасных противников, с какими приходилось бороться Саладину.

Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из Палестины в Европу, попал в плен к германскому императору Генриху VI, просидел у него несколько лет в темнице, а вскоре после освобождения погиб в одной из схваток во Франции. Филипп Французский отказался ехать в Палестину, но зато немецкий император Генрих VI снарядил четвертый крестовый поход, который кончился его полным поражением и победой Малек-Аделя.

Разбив немцев, Малек-Адель сильно укрепился, и это тотчас же отозвалось на Иверии. Сопредельные государства турков и персов не могли забыть походов Картвелов и стремились расширить свои владения. Окрыленные успехами Малек-Аделя, они собрались напасть на Иверию. В это время разразились большие события, чрезвычайно изменившие лицо тогдашнего мира. В Константинополе совершился государственный переворот. Исаак был свергнут с престола своим братом Алексеем, который при помощи Мурзуфла ослепил его и бросил в темницу, а себя провозгласил императором.

Сын Исаака бежал в Европу искать помощи и защиты для слепого отца. Он обещал содержать целый год армию и флот крестоносцев, дать большую сумму денег на военные расходы и, сверх того, подчинить греческую церковь римской. Тогда венецианский дож Дандоло, который намеревался отдать свои суда для отправки крестоносцев в Палестину, круто изменил решение и вместо Палестины направился с войсками к Константинополю на помощь Исааку.

Тамара не могла безразлично отнестись к событиям в Константинополе, тем более что похититель престола Алексей по наущению Мурзуфла ограбил иверских монахов, которые везли ее дары греческим монастырям, и захватил себе все золото. Тамара, возмущенная его бесчестным поступком, решила наказать оскорбителя и двинуться на Византию, но грозная опасность нависла над Иверией, и ей пришлось изменить свое намерение.

Один из повелителей Ирана Амир-Бубакар, собрав несметное воинство, направился к Дербенту. Получив известие, что персы двигались с невероятной быстротой и могли занять неприступные позиции, Тамара немедленно собрала свои войска и, благословляя их древом креста, отправила навстречу персам под предводительством царя Давида и главнокомандующего Мхаргрдзели.

Давид не только не был встревожен внезапным вторжением персов в пределы Иверии, но, напротив, возгорелся необычайным рвением, так как впервые после многих лет покоя мог проявить свое воинское искусство и сразиться с сильным противником. Войска Давида нагнали персов под Шамхором и, хотя Амир-Бубакар обладал превосходящими силами, тем не менее Давид так искусно и смело атаковал вражеские полчища под Шамхором, что первым же натиском внес смятение в их ряды. Сослан сам руководил сражением так же, как в Палестине, был неукротим в бою и своей беспримерной храбростью и силой нанес персам большие потери, наполнив их сердца ужасом. Персы были смяты и разбиты, и богатейшая добыча досталась иверскому воинству. Это была новая блестящая победа Давида над персами, которая увенчала царствование Тамары неувядаемой славой. После Шамхорской битвы влияние Иверии распространилось далеко на Восток.

Между тем в Константинополе переворот следовал за переворотом. При помощи крестоносцев сын Исаака был возведен на престол, а брат его, Алексей, бежал из Византии. После его бегства вновь провозгласили императором Исаака, и он царствовал вместе с сыном, но их царствование продолжалось недолго. Константинополь был взят и разграблен крестоносцами, а затем предан сожжению. В пылающем и разграбленном городе больше не было ни власти, ни порядка. Мурзуфл, пользуясь общим смятением и возмущением греков против крестоносцев, задушил сына Исаака и, совершив это последнее злодеяние, сделался императором, а слепой Исаак умер от горя и отчаяния, но Мурзуфлу не пришлось долго царствовать.

Отказавшись выполнить обязательства, данные сыном Исаака крестоносцам, Мурзуфл навлек на себя их гнев и вынужден был бежать из Византии к своему тестю, царю Алексею. Тот ослепил Мурзуфла, и он, покинутый всеми, попал в руки крестоносцев, которые отправили его в Константинополь и сбросили с вершины колонны Феодосия.

Услыхав о трагическом конце Константинополя, Тамара снарядила свои войска и под предводительством Давида отправила их к границам Византии, приказав немедленно взять Трапезунд и весь северный берег Малой Азии вплоть до Константинополя. На развалинах Византии Тамара основала Трапезундскую империю и во главе этого нового царства поставила Алексея Комнена, внука Андроника, присвоив ему титул трапезундского императора. Таким образом, свершилось то самое, чего больше всего боялся Исаак. Комнены вновь утвердились в Византии под непосредственным влиянием иверской царицы.

После основания Трапезундской империи Давид вынужден был отправиться со своими войсками к Карсу, куда двигался могущественный алеппский султан Нукардин, который собрал мусульман со всего Востока и шел на Иверию мстить за поражение персов. Но это грандиозное нашествие мусульман кончилось их полным разгромом. Нукардин спасся от преследования Давида, только благодаря быстроте арабского скакуна, но его знамя, имущество, пленные достались победителям.

Враги Иверии были побеждены, и влиянию ее теперь подчинялись не только народы Кавказа, но и соседние мусульмане до Эрзрума и Исфагани. Иверия в глазах турок и персов имела такую непобедимую силу, что Тамара именовалась победительницей халифов, на ее монетах были вырезаны грозные для мусульман слова: на лицевой стороне по иверийски — «Тамара и Давид», на оборотной — арабскими литерами: «Царица цариц, слава мира и религии, Тамара, дщерь Георгия. Да прославит бог ее победы!»

Давид умер раньше Тамары, истощенный походами, беспрерывными войнами, сражениями и трудами по управлению обширным государством. Три дня оплакивала царица Тамара смерть любимого мужа и отца своих детей.

Прославленная царица Тамара перед смертью вызвала своего сына Георгия и Гагели. Она, обратившись к сыну, сказала:

—Похороните меня рядом с Давидом Сосланом и дайте клятву, что вы оба тайну нашего погребения унесете с собой в могилу.

Клянемся богом, тобой, своей честью, что могила Тамары и Давида останется тайной для всех живущих на земле.»

Этот текст взят из литературного источника, являющегося художественным произведением. Какие-то имена персонажей и географические названия могут не совпадать с историческими.



Роль личности в истории. Это понятие всегда вызывает дискуссию у самых разных людей. Начинаются споры, отсылки к прошлому. Свое мнение по этому поводу часто высказывают ученые, политики, общественные деятели. А философы, писатели и лидеры всеобщего мнения добавляют и свои аргументы. Определенно можно сказать, что нейтральную или безучастную позицию не проявляют даже те, кто мало к этому причастен и, казалось бы, этим вовсе не инересуется.

Некоторые считают, что люди похожи друг на друга. И потому их всех обуревают одинаковые страсти и желания. При этом, приводится много обоснованных свидетельств. Однако иногда раздаются голоса тех, кто полагает, что всегда были и будут среди нас такие, кто чуть-чуть чем-то отличается от общей массы. И это так. Мы все разные. Сама история человечества свидетельствует о том, что было в ней много злых и добрых гениев. И они так или иначе влияли на многие события и даже на ход самой истории. А затем, спустя некоторое время, потомки удивлялись: как же так получилось, что от воли одного человека зависела судьба целых стран и народов?

В предыдущих программах я рассказал о том, какую роль в истории Грузии сыграла Царица Тамара. И о том, какую память оставила о себе у последующих поколений. В текстах, написанных придворными историками и сочинителями приводятся слова Тамары, которые были обращены не только к ее приближенным, но и к простым людям. Понимаешь, что она действительно жила их чаяниями. Она была рядом с ними в и горе, и в радости.

Конечно, придворные сочинители во все времена умели многое приукрашивать. Однако не возникает ощущения, что слова правительницы были брошены поверх голов. Они ведь доходили до сознания тех, к кому были обращены. За сказанным ею следовал реальный результат, который ощущался людьми тогда и имеет значение в наши дни. Ее слова остались в памяти народной. Это и есть, наверное, то, чем измеряется на весах истории роль любой незаурядной личности.

Историческое сочинение под названием «Жизнь царицы цариц Тамар» было написано неизвестным современником Тамары. Понятно, что в оценках автора на первый план выступает, прежде всего, комплиментарность. Таков жанр этого повествования. Негативных оценок не должно быть. Однако невозможно не заметить, что авторитет царицы был очень высок не только у приближенных к ней министров. Ее знали, о ней много слышали, к ней относились с уважением и в других странах.

«Она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга, — находим мы такую оценку ее роли в историческом трактате. — И ставя себя им в пример, (она) считалась вторым Соломоном среди царей. И кто только слышал имя царицы, в душе жаждал лицезреть ее; и если не представлялся случай видеть ее, даже великие цари проклинали судьбу свою.

Она вот-вот всосала бы в себя все море, как облако, окропляющее всех поровну сладким дождичком. Если кто из вас пересмотрит летописи, рассказывающие о царях древних или новых, убедится, что никто из них не превосходил деяний царицы, как и было сказано вначале. Она расточала радость, когда повествовала о чем-нибудь, была стыдлива, поучая других, соприкасалась она со всеми мягко и наставляла всех приятно, наказывала милостиво и распекала мягкосердечно, дабы каждому до единого показать воочию свойства бога. Она была светильником для разумных и неразумных, светила первым, и сжигала вторых. Она была уздой для сбившихся с пути истины и шпорой для нерадивых, нравственным каноном для старцев и палкой железной для юношей; защитницей мудрой для идущих честным путем и нелицеприятно бьющей строптивых» — конец цитаты.

На холмах Грузии

«Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре».

Время, как говорят, все расставляет на свои места. И многое из прошлого часто видится по другому. Но что касается Царицы Тамары, то ее роль по-прежнему велика и оценка ее достижений остается высокой. А что же думают об этом люди, живущие ныне, как они оценивают роль царицы Тамары? Я задал этот вопрос трем своим собеседникам. У каждого из них есть свое любимое дело, они занимают разное положение в обществе и по-разному смотрят на многие вещи. Но, как ни странно, их оценка роли царицы Тамары в истории Грузии во многом совпадает.

Мераб Двалишвили — профессиональный художник, пишет стихи и детские сказки. В хорошую погоду его можно встретить на Батумском бульваре и в парке рядом с университетом. Под аккомпонимент национального ударного инструмента «доли» он исполняет грузинские песни. Его часто окружают дети и подростки. Именно им больше всего нравится его пение.

Познакомившись с ним, я попросил его спеть что-либо или рассказать о царице Тамаре. Он сказал, что для того, чтобы оценивать такую личность, как царица Тамара, надо быть самому ценным человеком.

На холмах Грузии

Мераб Двалишвили

Такой ответ Мераба меня несколько озадачил. А он вдруг стал мне читать стихи о Тамаре на русском языке. И это оказались первые строки поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Тем самым он выразил свое отношение к царице Тамаре.

Участником предыдущих моих программ был прихожанин церкви Святой Тамары Гурам Цитлидзе. Он рассказал мне об истории Батуми и о том, как название храма связано с именем грузинской царицы. До наших дней дошла легенда о том, что классик грузинской литературы Шота Руставели был влюблен в царицу Тамару. Но любовь его осалась безответной. И он ушел в монастырь. А свою поэму «Витязь в тигровой шкуре» посвятил царице Грузии.

На холмах Грузии

Гурам Цитлидзе

Рассказал мне Гурам Цитлидзе — простой прихожанин церкви — и о том, как он оценивает роль царицы Тамары в истории Грузии.

Известно, что в православии царица Тамара причислена к лику святых. В жинеописании святой благоверной царицы Тамары повествуется о ее достижениях, заслугах и блестящих победах, которые она одержала над теми, кто хотел поработить Грузию.

На холмах Грузии

Святая благоверная царица Тамара (в центре), ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III. Фрагмент фрески монастыря Бетания.

Вот только один эпизод. Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы», чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента. И двинулся на Грузию, — говорится в сочинении неизвестного автора «Жизнь царицы цариц Тамар». Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране».

Узнав о готовящемся вторжении, царица Тамара повелела немедленно собрать войско, во всех церквях и монастырях совершать всенощные бдения и литии, а царедворцев послать «побольше денег и все потребное для нищих». За десять дней ей удалось собрать немалую армию. И тогда она обратилась к своим воинам: «Братья мои, не бойтесь того, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог». После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться.

После этого грузинские воины решили напасть на неприятеля первыми. Увидев врага, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом. А затем ударили по неприятелю и победили. Количество пленных тогда было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар(ы)?», — спрашивает ее жизнеописатель и сам отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом».

Джемал Каралидзе — доктор исторических наук, профессор Батумского государственного университета имени Шота Руставели. Он, как ученый и как простой человек, любезно согласился поделиться своим мнением о роли царицы Тамары в истории Грузии.

На холмах Грузии

Джемал Каралидзе

Дед царицы Тамары Давид Строитель правил Грузией с 1089 по 1125 годы. За это время он вывел страну из состояния полной разрухи, объединил ее, изгнал захватчиков, исправил отношение к Церкви, реорганизовал систему управления государством, навел порядок в финансах, создал регулярную армию и оставил своим потомкам сильную и независимую Грузию. В 1122 году он освободил Тбилиси и сделал этот город столицей Грузии. Его внучка — царица Тамара — продолжила начинания своего деда, укрепив могущество Грузии. Так считает и профессор Батумского государственного университета Джемал Каралидзе.

На холмах Грузии

Фреска Шоты Руставели в Монастыре Креста в Иерусалиме.

Я поинтересовался у своего собеседника о том, какую роль играл при дворе царицы Тамары грузинский поэт Шота Руставели.

Люди любили свою царицу без оглядки, даже дикие звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка. Он вырос во дворце и сильно привязался к ней. Когда его — уже огромного и свирепого льва — выводили на прогулку, он ластился к ней и клал морду ей на колени. А когда его уводили обратно, было видно, как он грустил.

Закончить рассказ о царице Тамаре хочу такой легендой. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре.



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top